Субъект-субъектный подход к формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации

Фотографии: 

ˑ: 

Е.Л. Сафронов1, 2
1 Кандидат педагогических наук, доцент
2 Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), Москва

Представлено одно из направлений многолетнего комплексногоисследования, в рамках которого предлагается рассмотреть субъект-субъектный подход к аспектам формирования здоровья граждан Российской Федерации через призму теории и методики физического воспитания и с учетом деятельности социального государства в обеспечении здоровья, физического развития  и физической подготовленности граждан.
Проанализирована государственная и общественная активность по разработке и реализации мер, направленных на формирование здоровья нации, выявлены тенденции информационного поля, установлены факторы, лимитирующие формирование здорового образа жизни. В результате выявлено значительное повышение активности органов государственной власти, а также инициативной общественности по созданию условий для физического воспитания населения. Современные россияне располагают возможностью заниматься физической культурой и спортом, могут беспрепятственно получать и анализировать информацию о здоровом образе жизни. К факторам, лимитирующим здоровый образ жизни, прежде всего относятся: гетерохронность режима граждан в условиях многозадачности и неопределенности; характерное для большого количества граждан малоактивное поведение; недостаточный уровень осведомленности о формах и методах  формирования здорового образа жизни и мотивации, предполагающих для человека роль субъекта.
Предложены меры по выведению на новый количественный и качественный уровень здоровья нации, вектор направленности которых – трансформация человека из объекта в субъект здорового образа жизни, а также выработка у него устойчивых стереотипов, цель которых – формирование благоприятного фенотипа, и соответственно здоровья.

Ключевые слова:  физическая культура, спорт. коэффициент естественного прироста, государственная и общественная активность, субъект-субъектный подход к формированию здорового образа жизни, социальное государство, устойчивая потребность в физической активности, благоприятный фенотип.

Литература

  1. Пауков А.А. Методика коррекции дезадаптации школьников средствами физического воспитания /А.А. Пауков, Е.Л. Сафронов // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 11.
  2. Сафронов Е.Л. Здоровый россиянин – результат совместный / Е.Л. Сафронов.  –  Портал Общероссийского гражданского проекта  «Москва и москвичи» http://m-im.ru/health/1106, 2014.
  3. Сафронов Е.Л. Физическая культура и спорт – краеугольные камни здоровой России / Е.Л. Сафронов // Физическая культура и спорт Северо-Запада Росии», 3-й выпуск. – Смоленск, 2010.
  4. Сафронов Е.Л. Динамика фенотипа индивидуума на основе реализации средств физического воспитания (статья) / Е.Л. Сафронов, В.Ф. Костюченко, Т.И. Легонькова // Физическая культура; воспитание, образование, тренировка. – 2009. – № 1.