Современные инструменты психодиагностики при контроле спортивной подготовленности

Фотографии: 

ˑ: 

В.П. Строшков1, 2
1 Кандидат технических наук, доцент
2 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург

Цель настоящего исследования – разработка информационной системы для проведения психодиагностических мероприятий, которую необходимо адаптировать к созданному ранее программно-аппаратному комплексу, используемому в региональном мониторинге физического здоровья и физической подготовленности учащихся спортивных школ для расширения его возможностей и максимального удобства пользователей при контроле спортивной подготовленности. В процессе научно-исследовательской работы была усовершенствована архитектура программного комплекса, которая в настоящее время имеет модульную структуру с общим интерфейсом, содержащую морфофункциональный, педагогический, психологический и аналитический модули. Такая архитектура позволяет объединить сбор, систематизацию, оценку и анализ результатов комплексного тестирования спортивной подготовленности. Изучены и выбраны психологические тесты, которые были разделены на две группы: качественные (характеризующие личность спортсмена) и количественные (определяющие количественные показатели того или иного психологического качества, которые могут изменяться в течение годичного цикла спортивной подготовки в зависимости от состояния организма спортсмена). Обе группы тестов вместе с методическими материалами по их проведению и оценочными нормативами были встроены в общий интерфейс, библиотеку тестов и аналитический модуль программного комплекса, что позволило расширить его функциональные возможности. Были проведены успешные тестовые испытания модернизированного программно-аппаратного комплекса с использованием психологического модуля (с применением планшетных компьютеров и датчиков удаленного доступа, измеряющих частоту сердечных сокращений). 

Ключевые слова: контроль спортивной подготовленности, психодиагностика, информационная система.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с., ил.
  2. Котенко Н.В. Комплексная скрининг-диагностика психофизиологического состояния, функциональных и адаптивных резервов организма: автореф. дис. … канд. мед. наук / Н.В. Котенко. – М.: ФГУ «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии» Росздрава, 2011. – 23 с.
  3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Лубышева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2010. – 272 с.
  4. Лубышева Л.И. Современный спорт: проблемы и решения // Л.И. Лубышева. –Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2014. – Т. 14. – № 1. – С. 12–14.
  5. Строшков В.П. Технологии будущего: от воспитания ребенка до спорта высших достижений / В.П. Строшков, Н.Т. Строшкова, И.М. Падерин // Инновации. – 2014. – № 3 (185). – С. 2–7.