Особенности личностной агрессии и отклоняющегося поведения

Фотографии: 

ˑ: 

М.А. Шансков1, 3, Г.Н. Пономарев2, 4
1 Кандидат биологических наук
2 Доктор педагогических наук, профессор
3 Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики, Санкт-Петербург
4 Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Цель исследования – изучение гендерных различий агрессивности школьников при занятиях физической культурой  и их сравнительный анализ с показателями взрослых спортсменов. Методики исследования: опросники личностной агрессии, отношения к риску и предрасположенность к отклоняющемуся поведению. В исследовании приняли участие 95 школьников 15 – 17 лет и 39 хоккеистов СКА, Санкт-Петербург, и женской сборной РФ по хоккею. В результате исследования установлено, что существуют отчетливые гендерные различия между юношами и девушками в проявлениях личностной агрессии. Если в группах взрослых спортсменов одного вида спорта у мужчин выше только физическая агрессия, то между девушками и юношами картина значительно сложнее. Юноши-спортсмены превосходят своих сверстников во вербальной, физической и общей агрессии, девушки же спортсменки отличаются менее выраженными проявлениями агрессии. Таким образом, занятия спортом оказывают разнонаправленное воздействие на паттерн личностной агрессии, и это может быть использовано в педагогическом процессе для целенаправленной коррекции при возможных вариантах отклоняющегося поведения школьников. Занятия спортом позволяют реализовать повышенную агрессию в данном возрасте наиболее безопасным образом, а также избежать ухода в область вредных привычек.

Ключевые слова: личностная агрессия, отклоняющееся поведение, школьники, физическая культура.

Литература

  1. Борисенкова Е.С. Влияние занятий физической культурой на самооценку личности школьников 11 – 13 лет / Е.С. Борисенкова, А.Я. Найн // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2014. – № 5-6. – С. 36–39.
  2. Глебов В.В. Организация досуговой деятельности школьников как средство профилактики агрессивного социального поведения в детско-подростковой среде / В.В. Глебов, Г.Г. Аракелов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 6 (50). – С. 146–151.
  3. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – С. 141–154.