Возрастная норма: проблемы и перспективы

Фотографии: 

ˑ: 

В.А. Сальников1, 3, С.П. Хозей2, 3, Е.М. Ревенко2, 4
1 Доктор педагогических наук, профессор
2 Кандидат педагогических наук, доцент
3 Омский автобронетанковый инженерный институт, Омск
4 Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Омск

В работе рассматривается вопрос о возрастных нормах развития, относительно которых может определяться содержание учебно-тренировочного процесса. В понимании нормы наиболее употребляемым является статистический подход, дающий возможность количественного измерения исследуемого объекта. Однако среднестатистический норматив не дает полного представления о динамике человеческого развития. Имеющиеся же многочисленные данные чаще раскрывают проблему только с одной стороны – с точки зрения возрастного развития, и явно недостаточно изучается роль индивидуально-психологических компонентов в структуре двигательных способностей. Однако, как бы ни была велика роль накопления социального опыта и других многочисленных факторов, в качестве внутренних условий развития способностей выступают, в частности, природные свойства человеческого мозга с их бесчисленными индивидуальными вариациями.

Ключевые слова: возраст, возрастная норма, индивидуальная вариативность, способности, индивидуальные различия, сенситивность.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – Т. 1. – 232 с.
  2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. – М.: Воронеж, 1997. – 448 с.
  3. Патрина С.Г. Сравнительная динамика погодичных изменений физического и морфофункционального развития девочек 7 – 12 лет / С.Г. Патрина, В.А. Сальников // Инновационные подходы в системе физического образования и воспитания: сб. науч. тр. – Омск: СибАДИ, 2012. – С. 75–83.
  4. Сальников В.А. Возрастная изменчивость в структуре развития двигательных способностей / В.А. Сальников // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 11. – С. 32–37.
  5. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 2. – 360 с.