Динамика показателей стрессоустойчивости учащихся в процессе спортизированного физического воспитания

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Черепов1
Доктор медицинских наук, профессор О.Б. Цейликман1
1Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск

В работе показана оздоровительная эффективность проектирования спортизированной системы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. По мнению авторов, при определении эффективности педагогических воздействий в сфере физического воспитания крайне важно использовать объективные и достоверные показатели функционирования организма. Одним из таких показателей является содержание кортизола в слюне учащихся, поскольку сниженный уровень глюкокортикоидов характеризует уменьшение адаптационных возможностей организма в течение длительного стресса. Спортизация физического воспитания учащихся позволяет повысить уровень стрессоустойчивости субъектов среднего образования.
Результаты исследования свидетельствуют о значительном адаптогенном и оздоровительном потенциале физической нагрузки в рамках спортивной тренировки. Основные задачи администрации школ, педагогов и родителей сводятся к поиску адекватных средств и форм занятий, повышению мотивации подростков к занятиям спортом.

Ключевые слова: учащиеся подросткового возраста, система физического воспитания, спортизированное физическое воспитание, адаптация, стрессоустойчивость учащихся.

Литература

  1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких.– М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
  2. Бодров В.А. Психологический стресс: Развитие и преодоление / В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
  3. Епишев В.В. Физиологические механизмы адаптационных изменений организма при нетрадиционных методах оздоровления / В.В. Епишев, И.В. Изаровская, А.П. Исаев. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2008. – 115 с.
  4. Заболотских И.Б. Физиологические основы стрессорной устойчивости здорового и больного человека / И.Б. Заболотских, В.А. Илюхина. – Краснодар: Изд-во Кубанской медицинской академии, 1995. – 100 с.
  5. Исаев А.П. Системная физиология в интеграции семантики здоровья, адаптации, стресса, доминанты функционального состояния человека / А.П. Исаев, Р.У. Гаттаров, А.В. Ненашева и др. // Вестник ЮУрГУ серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – Вып. 10 № 2 (74). – 2007. – С. 125–142.
  6. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 174 с.
  7. Меерсон Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. – М.: Медицина, 1988. – 256 с.
  8. Трошин В.Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика / В.Д. Трошин.– М.: Медицинское информационное агентство, 2007. – 784 с.
  9. Фонарев Д.В. Теоретическое обоснование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания г. Чайковского // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 4.– С. 20–25.