Эмоциональные механизмы психической нагрузки тренеров-педагогов детской спортивной школы

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев1
Кандидат психологических наук, доцент Л.А. Коваленко1
Аспирант А.И. Коваленко1
Аспирант Н.Р. Усаева1
1Лаборатория спортивной психологии Сургутского государственного
университета ХМАО-Югры, Сургут

Современная подготовка юных спортсменов требует от тренера-педагога неординарных способностей. Кроме опыта он должен владеть арсеналом современных знаний, умений, навыков, учитывать психологические, социальные, материально-технические и все другие аспекты подготовки юного спортсмена. Тренер – это прежде всего педагог, и к нему предъявляются все те же требования, что и к любому лидеру-воспитателю. Поэтому к личностным особенностям тренера-педагога, в соответствии с профессиограммой по основным характеристикам профессиональной деятельности, требуется устойчивость к психическим нагрузкам, эмоциональному напряжению, мотивационная компетентность. В нашем исследовании доказательством дезорганизующего влияния на психическую деятельность и поведение тренеров-педагогов выступают тесные корреляционные взаимосвязи между показателями ситуативной тревожности (СТ), личностной тревожности (ЛТ) и показателями нервно-психической устойчивости (НПУ).
Таким образом, сопоставление и анализ частоты переживания учителями состояния тревоги с уровнем выраженности среди них ситуативной и личностной тревожности позволяет сделать вывод о том, что часто переживаемое эмоциональное состояние тревоги приводит к возникновению и закреплению соответствующего устойчивого индивидуального свойства педагогов – тревожности.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, тренер-педагог, личностная и ситуативная тревожность, нервно-психическая устойчивость, психическая нагрузка.

Литература

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1987. – 261 с.
  2. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний / Под общ. ред. А.Я. Чебыкина: В 2 ч. – М., 1990. – Ч. 1. – 214 с.
  3. Прохоров А.О. Особенности психических состояний личности в обучении / А.О. Прохоров // Психол. журн. – 1991. – Т. 12. – № 1. – С. 47–54.
  4. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе / А.О. Прохоров. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. – 167 с.
  5. Яковлев Б.П. Технология формирования профессиональной компетентности студентов. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) / Б.П. Яковлев, Л.А. Коваленко. – 2013. – № 1 (21). – С. 8–12.
  6. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в системе высшего профессионального образования / Б.П. Яковлев, Л.А. Коваленко, С.В. Вязовкин // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-4. – С. 896–898.
  7. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка как фактор личностной готовности учащихся к интенсификации обучения в современной школе. Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 2 (18). – С. 165–167.
  8. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений: монография / Б.П. Яковлев. – Сургут: РИО СурГПУ, 2007. – 201 с.
  9. Яковлев Б.П. Основы спортивной психологии / Б.П. Яковлев. – М.: Советский спорт, 2010. – 208 с.