Методика формирования личностного компонента для повышения эффективности технико-тактических действий квалифицированных волейболисток

Фотографии: 

ˑ: 

М.Б. Колесников1
Кандидат педагогических наук, профессор В.Д. Гетьман1
Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Макаров2
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Луткова2
Аспирантка К.С. Соломенина2
1Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург
2Национальный государственный университет физической культуры, спорта
и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

В статье раскрывается методика формирования личностного компонента квалифицированных волейболисток, направленная на повышение эффективности технико-тактических действий. В основе предлагаемой методики лежат специально разработанные типовые ситуации, которые моделируют игровые условия с различной степенью психоэмоциональной напряженности. Различия спортсменок в умении включать мобилизационный ресурс в зависимости от сложности игровых ситуаций – главная отличительная особенность волейболисток высокого уровня мастерства. В связи с этим целью исследования была разработка методики формирования у квалифицированных волейболисток личностных качеств, обеспечивающей успешность игровых действий в ситуациях с различной степенью психоэмоциональной напряженности. Эффективность методики обосновывалась и проверялась в ходе педагогического эксперимента, в учебно-тренировочном и соревновательном процессах квалифицированных волейболисток команды (18 человек) «Экран», Санкт-Петербург. Основой методики формирования личностного компонента волейболисток были специально разработанные типовые игровые ситуации, которые моделируют условия с различной степенью психоэмоциональной напряженности. Содержание комплексных заданий должно предусматривать проявление четырех степеней психоэмоциональной напряженности спорт­сменок.

Ключевые слова: эффективность игровых действий, методика, личностный компонент, квалифицированные волейболистки, игровые действия, ситуации с различной степенью психоэмоциональной напряженности.

Литература

  1. Ал Тай, Х. Обучение индивидуальным защитным действиям баскетболистов 16-18 лет на основе их типологических особенностей: дис. ... канд. пед. наук / Х. Ал Тай. – СПб., 2012. – 176 c.
  2. Волейбол: учебник для вузов / Под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. 4-е изд. – М.: ТВТ Дивизион, 2009. – 360 с.
  3. Макаров Ю.М. Игровая деятельность в спортивных играх. Познание. Системность. Развитие: монография / Ю.М. Макаров. – Санкт-Петербург: Изд-во «Лема», 2013. – 237 c.