Содержание психомоторного циклаи его применение при совершенствовании передачи мяча двумя руками сверху у волейболисток

Фотографии: 

ˑ: 

Н.С. Лешева1
Кандидат педагогических наук, профессор В.Д. Гетьман1
Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Луткова2
М.Б. Колесников1
Т.А. Гринева1
1Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный
университет, Санкт-Петербург
2Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

В статье раскрывается содержание учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение эффективности выполнения передачи мяча двумя руками сверху волейболистками на базе освоения психомоторного цикла. В основе подхода лежат формирование знаний психомоторного цикла и выполнение практических заданий, предусматривающих применение этих знаний у волейболисток при выполнении передачи мяча двумя руками сверху. Цель исследования – совершенствование учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение эффективности выполнения передачи мяча двумя руками сверху волейболистками 17-18 лет на основеразработки содержания психомоторного цикла и его применения. В исследовании приняли участие 30 волейболисток 17-18 лет ДЮСШОР «Экран» г. Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
Было проведено педагогическое наблюдение в ходе соревновательной деятельности волейболисток 17-18 лет, на основании которого определена эффективность выполнения передачи мяча двумя руками сверху в группах А и Б.
По результатам исследования авторы пришли к выводу, что разработку содержания и формирования знаний психомоторного цикла при выполнении передачи мяча двумя руками сверху целесообразно осуществлять, выделяя четыре фазы психомоторного цикла: готовность к действию; определение правильного времени и места действия; контроль мяча; объединение отдельных действий и их завершение.

Ключевые слова: передача мяча двумя руками сверху, волейбол, психомоторный цикл, эффективность игровых действий.

Литература

  1. Беляев А.В. Волейбол: учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.В. Беляев, М.В. Савин. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 368 с.
  2. Беляев А.В. Волейбол: учебник для вузов / А В. Беляев, М.В. Савин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, 2006. –360 с.
  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. –192 с.
  4. Волейбол / пер. с англ. Н.А. Чупеева. – М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2012. – 32 с.
  5. Клещев Ю.Н. Волейбол (Серия «Школа тренера») / Ю.Н. Клещев. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 400 с.