Содержательно-технологические особенности формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.Н. Шкурпит1
Кандидат педагогических наук, доцент Т.Г. Ефремова1
Кандидат медицинских наук, доцент Т.П. Верина1
1Академия физической культуры и спорта Южного федерального
университета, Ростов-на-Дону

В статье рассматриваются основные методические и содержательные аспекты формирования профессионально-прикладной физической культуры обучающихся. Определены факторы и критерии, обусловливающие развитие профессионально-прикладной физической культуры личности; дано обоснование методологии разработки программ физического воспитания профессионально-прикладной направленности. Эффективность разработанной методики проверена в реальных условиях образовательного процесса. В исследовании проанализирована трудовая деятельность квалифицированных специалистов; выявлены наиболее характерные двигательные действия и основные операции, выполняемые в процессе работы; определены профессионально важные физические качества, причины рабочего утомления и факторы негативного влияния на организм в процессе профессиональной деятельности. Рассмотрены основные блоки авторской программы физического воспитания профессионально-прикладной направленности, приведены результаты уровня сформированности профессионально важных психофизических качеств обучающихся профессионального училища по специальности «Парикмахер». Разработанная методика формирования профессионально-прикладной физической культуры личности позволяет эффективно организовывать, планировать и оценивать процесс физического воспитания профессионально-прикладной направленности. Представленные в авторской программе теоретический, практический, контрольный модули и модуль самостоятельной работы позволяют сопряженно влиять на развитие всех компонентов личностной физической культуры: когнитивного, социально-психологического, собственно биологического (деятельностного).

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая культура, методика, профессионально важные физические качества, особенности трудовой деятельности, компоненты физической культуры, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Литература

  1. Беляев А.П. Тенденции развития профессионального образования / А.П. Беляев // Педагогика. – 2003. – № 6. – С. 21-27.
  2. Курдюков Б.Ф. Современные концептуальные взгляды на процесс формирования профессионально компетентностной личности в условиях преобразования высшей школы / Б.Ф. Курдюков, М.Б. Бойкова // Физическая культура, спорт – наука и практика. – Краснодар. – 2012. – № 2. – С. 30-32.
  3. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности [Текст] / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 7. – С. 16-19 .
  4. Хакунов Н.Х. От профессионально-прикладной физической подготовленности – к формированию профессионально-прикладной физической культуры / Н.Х. Хакунов, В.П. Шрам // Теория и практика физ. культуры. – 2006. – № 3.
  5. Чермит К.Д. Семантика и взаимосвязь понятий «физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая культура личности», «профессионально-прикладная физическая подготовка» / К.Д. Чермит, М.М. Эбзеев, Н.Х. Хакунов, Д.Е. Бахов // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2007. – № 6 (28). – С. 93-98.