Развитие навыков толерантности студентов разных этнических групп в вузе средствами физической культуры

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, профессор К.Н. Дементьев1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Ярчиковская2
Кандидат психологических наук, доцент О.В. Пристав3
Кандидат геолого-минералогических наук, доцент Т.Е. Коваль2
1Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный
университет, Санкт-Петербург
2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
3Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

C точки зрения формирования менталитета и гражданской позиции студенческой молодежи особое значение имеет физическая культура, как неотъемлемый уникальный носитель части социокультурного наследия, элемента историко-культурного кода. Теоретический анализ функций учебной дисциплины в образовательном пространстве вуза выявил потенциал возможности частичного нивелирования проблем взаимодействия преподавателя со студентами различных национальностей и этносов, организации коммуникации в рамках временно созданных учебных коллективов с учетом мультикультуризма средствами физической культуры.
В статье рассмотрены возможные стратегии формирования толерантных отношений студентов различных этнических групп в высших учебных заведениях в рамках реализации программ оздоровительной направленности. Работа выполнена на примере оздоровительных программ по шейпингу и скандинавской ходьбе на основе комбинированного подхода в группах мультиэтнического состава. Описан механизм использования совокупности приемов и методов включения в учебный процесс танцевальных разминок на основе различных движений танцев народов мира, музыкального сопровождения выраженного этнического характера, целенаправленного проектирования маршрутов движения с учетом воспитывающего воздействия окружающей среды при проведении занятий. Раскрыто влияние на формирование толерантности включения преподавателем в занятия команд не только на русском, но и на английском языке. Успешность выполнения требований студентами иноязычной культуры в данных условиях способствовала созданию атмосферы принятия, общности на основе объединяющей деятельности – выполнения физических упражнений, а также частично способствовала снижению языкового барьера внутри студенческого объединения.

Ключевые слова: толерантные отношения, физическая культура, оздоровительные программы, комбинированный подход, скандинавская ходьба, шейпинг.

Литература

  1. Благова Костова-Бачева Диана. Влияние этнических стереотипов на толерантность школьников / Диана Благова Костова-Бачева // Дидакт. – 2003. – № 2 (53). – С. 65–69.
  2. Коваль Т.Е. Использование комбинированного подхода в технологии проектирования оздоровительных программ / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, О.В. Ошина // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 2. – С. 98–100.
  3. Коваль Т.Е. Современные особенности методики проектирования и реализации оздоровительных программ / Т.Е. Коваль, Л.В. Ярчиковская, В.В. Маркелов, В.П. Демеш // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 11(117). – С. 70–72.
  4. Толерантность как образ жизни: учебно-метод. пособие / Под ред. Г.Л. Бардиер и А.Ю. Сунгурова. – СПб.: Изд-во Ютас, 2008. – 224 с.