Изменения показателей функции внешнего дыхания у учащихся в процессе деятельности межшкольного спортивного клуба

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Черепов1
Кандидат биологических наук, доцент В.В. Епишев1
1Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск

Авторы на основании достоверных данных о положительной динамике показателей функции внешнего дыхания обосновывают эффективность деятельности межшкольного спортивного клуба в экспериментальной системе спортизированного физического воспитания. Улучшение функциональных показателей дыхательной системы свидетельствует о формировании механизмов долговременной адаптации и накоплении кумулятивного тренировочного эффекта, что в конечном итоге благоприятно сказывается на состоянии здоровья учащихся.
В проектировании экспериментальных педагогических систем крайне важен учет объективных показателей функционального состояния аппарата внешнего дыхания. Этот фактор отражает показатели соматического компонента здоровья ребенка и косвенно может свидетельствовать об уровне его физической подготовленности и физического развития. Выявление и учет состояния функций дыхания позволяет педагогу определить уровень соответствующего функционального резерва организма занимающихся и на этой основе проектировать стратегии педагогических воздействий.
Деятельность межшкольного спортивного клуба в экспериментальной системе спортизированного физического воспитания позволяет обеспечить значительное возрастание функциональных показателей дыхательной системы, что свидетельствует о формировании механизмов долговременной адаптации и накоплении кумулятивного тренировочного эффекта.

Ключевые слова: спортизированное физическое воспитание, межшкольный спортивный клуб, учащиеся подросткового возраста, функции внешнего дыхания.

Литература

  1. Ахтемзянова Н.М. Школьный спортивный клуб в условиях спортизации физического воспитания школьников / Н.М. Ахтемзянова // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 3. – С. 86.
  2. Детская спортивная медицина – Руководство для врачей / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. – М.: Медицина. – 1991. – 560 с.
  3. Исаев А.П. Проблемы физиологии активности и пассивности, нормы и преморбидных состояний / А.П. Исаев, В.И. Ляпкало, Т.В. Потапова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – Вып. 12 № 16 (88). – 2007. – С. 8-10.
  4. Кеммерер Г.Г. Спортивные клубы и их вклад в физическое развитие и «Спорт для всех» / Г.Г. Кеммерер // Теория и практика физ. культуры. – 1991. – № 2. – С. 55-57.
  5. Михайлов В.В. Дыхание спортсмена / В.В. Михайлов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 103 с.
  6. Сафонов В.А. Нервная регуляция дыхания / В.А. Сафонов, Н.Н. Тарасова // Физиология человека. – 2006. – Т. 32. – № 4. – С. 64-76.
  7. Сороко С.И. Индивидуальные особенности системных реакций организма человека на острую гипоксию / С.И. Сороко, Э.А. Бурых, С.С. Бекшаев // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – СПб.: Наука, 2012. – Т. 98. – № 11. – С. 1396-1415.
  8. Фарбер Д.А.  Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка / Д.А. Фарбер, М.М. Безруких // Физиология человека. – 2001. – Т. 27. – № 5. – С. 8-16.
  9. Фонарев Д.В. Использование инновационной технологии спортивно ориентированного физического воспитания в средних общеобразовательных учреждениях / Д.В. Фонарев. – Чайковский: ЧГИФК, 2003. – 71 с.