Оценка устойчивости к гипоксии и вестибулярной устойчивости организма детей и подростков социально-реабилитационного центра

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат биологических наук, доцент А.С. Аминов1
Доктор биологических наук, доцент А.В. Ненашева1
1 Институт спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета, Челябинск

Достаточно хорошо известно, что физическая нагрузка способствует оптимизации дыхания благодаря тренировке и более эффективной работе афферентных систем, дыхательного центра, эфферентных путей. Показано, что минутный объем дыхания при физической нагрузке увеличивается не через отклонение газового состава крови, а от рецепторов двигательного аппарата и обеспечивает инвариантность дыхательных переменных по отношению к возмущающим воздействиям. Устойчивость к гипоксии также определяется гемодинамикой и процессами метаболизма в тканях. Коррекционная физическая нагрузка инициировала развитие структурно-морфологических перестроек на уровне клеток, тканей, органов и систем организма, направленных на оптимизацию их функции при параллельном возрастании эффективности использования кислорода. Кроме того, коррекционно-оздоровительная программа нормализует психологическое состояние ребенка, снимает возбуждение, способствует оптимизации тормозных процессов, а тренировка вестибулярного аппарата способствует не только развитию координации, но и укреплению функциональных возможностей организма.

Ключевые слова: функциональные пробы, устойчивость к гипоксии, вестибулярная устойчивость, оздоровительно-коррекционная программа.

Литература

  1. Аминов А.С. Мониторинг состояния здоровья физического развития подростков 12-15 лет в различных условиях проживания / А.С. Аминов, А.В. Ненашева, Е.В. Задорина, Э.Ф. Баймухаметова // Вестник Южно-Уральского государственного университета Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2013. – Т. 13. – № 4. – С. 48-53.
  2. Буравец С.В. Изменение статокинетической устойчивости у девушек 15-19 лет в зависимости от уровня двигательной активности и физического развития: автореф. дис. … канд. биол. наук / С.В. Буравец. – Челябинск: ЧГПУ, 2000. – 153 с.
  3. Горбунов Н.П. Процессы физиологической адаптации школьников в условиях дифференциации образования: дис. … докт биол. наук. / Н.П. Горбунов. – Пермь, 2002. – 396 с.
  4. Заболотский И.Б. Физиологические основы различных функциональных состояний у здоровых и больных лиц с разной толерантностьюк гиперкапнии и гипоксии: дис. … докт. мед. наук / И.Б. Заболотский. – СПб., 1993. – 297 с.
  5. Прокопьев Н.Я. Физическое развитие детей и подростков / Н.Я. Прокопьев, С.А. Орлов и др. / Под ред. д. м. н., член–корр. АМН, проф. В.А. Княжева и д.м.н., академика РАЕН, проф. С.И. Матаева. – М.: Изд–во «КРУК», 1999. – 192 с.