Анализ соответствия нормативных квалификационных требований профессионального стандарта «Тренер» реализации подготовки тренерских кадров в системе высшего профессионального образования в России

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО А.Н. Блеер1
Кандидат педагогических наук, профессор А.Г. Баталов1
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Скотникова1
Кандидат педагогических наук, доцент И.П. Космина1
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Цель работы – выявить уровень соответствия нормативных квалификационных требований профессионального стандарта «Тренер» реализации подготовки тренерских кадров в системе высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта. Сопоставительный анализ осуществлялся по трем обобщенным и девяти трудовым функциям, определенным Профессиональным стандартом «Тренер» на 6-м квалификационным уровне деятельности тренера, и профессиональным компетенциям, заложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению 49.03.01 – «Физическая культура» (уровень – академический бакалавриат) (ФГОС ВО «ФК»), и в Проекте Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 49.03.04 – «Спорт» (уровень – академический бакалавриат, прикладной бакалавриат) (ФГОС ВО «Спорт»).
Реализуемый в настоящее время в системе высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 – «Физическая культура» не соответствует заданным требованиям 6-го квалификационного уровня Профессионального стандарта «Тренер». Структура и содержание Проекта Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.04 – «Спорт» в части отображаемых в нем требований к результатам освоения программ бакалавриата (перечня профессиональных компетенций) в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к профессиональным качествам, необходимым на выходе специалистам для полноценной реализации их трудовых функций, приведенных в Профессиональном стандарте «Тренер».

Ключевые слова: профессиональный стандарт, функции тренера, образовательный стандарт, профессиональные компетенции.

Литература

  1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 034500.62 – «Спорт» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://umo.sportedu.ru/ (по состоянию на 23 марта 2015 года).
  2. Профессиональный стандарт «Тренер» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 апреля 2014 г. № 193н) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70595556/ (по состоянию на 23 марта 2015 года).
  3. Федеральные стандарты спортивной подготовки [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/5502/ (по состоянию на 16 марта 2015 года).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 – «Физическая культура» (уровень бакалавриата) (утв. приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 935, Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33796) [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://umu.sportedu.ru/sites/umu.sportedu.ru/files/49.03.01_fizicheskaya... (по состоянию на 23 марта 2015 года).