Модернизация образования: надежды и реалии

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор Е.Ф. Орехов1
Доктор педагогических наук, профессор В.Ф. Костюченко2
1 Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
2 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

В статье рассматриваются особенности осуществления модернизации российского образования по европейскому типу. Анализируется отношение научно-педагогического сообщества к данному процессу. Выделяются положительные и отрицательные стороны внедрения Болонской системы образования в условиях российских вузов. Изучаемая проблема рассматривается как часть образовательного процесса подготовки выпускников, востребованных на рынке труда. Она приобретает особую актуальность в условиях реализации трехуровневой системы высшего профессионального образования (ВПО), третий уровень – аспирантура. В статье поднимаются вопросы введения кредитно-модульной системы, обосновывается это тем, что она должна сочетаться с экономическими возможностями российских вузов. Обозначается наличие проблемы установления соответствия между вновь вводимыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования и профилями профессиональной деятельности, должностными характеристиками. Критически анализируются причины низкой эффективности для российской системы образования технологий и стимулов, применяемых в европейских странах. В частности, речь идет о балльно-рейтинговой системе, проблемах реализации академической мобильности на общероссийском и региональных рынках труда, негативных последствиях внедрения нормативно-подушевого финансирования. Отдельное внимание уделяется характеристике проблем российского образования, без решения которых становится невозможным реальное внедрение Болонской системы в отечественных вузах, оно остается только на уровне выполнения неких формальных признаков. В качестве резюме ставится вопрос о состоятельности кредитно-модульной системы в российском высшем образовании.

Ключевые слова: модернизация образования, кредитно-модульная система, Болонский процесс.

Литература

  1. Ефремов А. Болонский процесс: проблемы российских университетов // Презентация на курсах ПК ППС / А.Ефремов. – М.: АГС при президенте РФ, 2006. – (Академия госслужбы).
  2. Костюченко В.Ф. Профессионализм в сфере физической культуры и спорта / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова, А.А. Германова. – СПб.: НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2014. – 223 с.
  3. Лихачев О.Е. Современные проблемы высшего многоуровневого образования // Теория и практика физ. культуры. – 2000. – № 9. – С. 57-59.
  4. Митрофанов С. Плюсы и минусы «Болонского процесса» // Русский журнал. Вне рубрик. Сумерки просвещения // http://www.russ.ru/ist _sovr/sumerki/ 20030407 _mitr.html. – 07.04.2003.
  5. Мухудадаев М.О. Политика модернизации отечественного образования: особенности и противоречия // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2008. – № 10 (56).– С. 137-149.