Взаимосвязь двигательной и функциональной готовности при обучении студентов плаванию

ˑ: 

Д.А. Раевский
Кандидат педагогических наук, доцент
Т.Е. Сиверкина
Кандидат педагогических наук, доцент
Ж.Б. Егорова
Старший преподаватель
Государственный университет управления, Москва

Ключевые слова: двигательная готовность, функциональная готовность, двигательная предрасположенность, обучение плаванию.

Введение. Обучение плаванию студентов имеет оздоровительную направленность, которая включает в себя комплексную задачу формирования плавательного навыка наряду с дальнейшим развитием физических качеств [2, 3].
Оздоровительное плавание для взрослых в отличие от детей не имеет, как правило, спортивной ориентации [1]. Гораздо меньшее внимание уделяется освоению спортивной техники, поскольку наземные двигательные навыки человека к 18–20 годам являются уже твердо закрепленными, взамен врожденных двигательных автоматизмов, которые наблюдаются еще в старшем школьном возрасте. В юношеском возрасте переключение базовых навыков, приобретенных в жизни, на новый способ опоры и передвижений в однородной водной среде может происходить в несколько другой, а иногда и в произвольной последовательности, зависящей также от весоростовых и возрастно-половых особенностей обучаемых.

В процессе формирования плавательных умений и навыков происходит коренная перестройка двигательных автоматизмов, функции дыхательного аппарата, мышечно-двигательной системы, управляющей двигательными актами. Уже сформировавшийся опорно-двигательный аппарат взрослого человека отличается менее подвижными костными соединениями, в том числе плечевого пояса, и более крепкой суставной сумкой. Мышцы в большей степени закрепощены; пауза вдоха-выдоха невелика, удельный вес достаточно высокий. При этом страх и водобоязнь присутствуют, как правило, в меньшей степени, чем у детей, но принять горизонтальное положение на воде неумеющим плавать зачастую гораздо сложнее.

Литература

  1. Александров А.Ю. Обучение плаванию самобытными способами /А.Ю. Александров, Л.С. Малыгин. – Малаховка: МГАФК, 2007. – 44 с.
  2. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001.
  3. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания / И.Л. Ганчар. – М.: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998. – 352 с., ил.
  4. Медянников В.В. Плавание / В.В. Медянников, Ю.И. Радыгин // Сост. З.П. Фирсов. – М.: Физкультура и спорт, 1985.  – 72 с.
  5. Хальянд, Р.Б. Модели спортивного плавания с методикой совершенствования и контроля / Р.Б. Хальянд, Р.Р. Каал, Т.А. Тамп. – Таллинн,1984. – 98 с.

Информация для связи с автором:
dm.ray@ya.ru

Поступила в редакцию 05.06.2013 г.