Физическое развитие детей 7-10 лет с депривацией зрения и слуха

ˑ: 

Т.В. Попова, Е.Г. Кокорева
Доктора биологических наук, профессора
Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

Ключевые слова: физическое развитие, нарушения слуха и зрения, дети младшего школьного возраста.

Введение. Важнейшая закономерность возрастного развития состоит в том, что непрерывная адаптация детского организма в различные возрастные периоды определяется двумя важнейшими факторами – степенью зрелости физиологических систем и соответствием воздействующих факторов среды функциональным возможностям организма. Большое значение для характера возрастного развития имеет состояние сенсорных систем. Зрительная и слуховая депривация у детей является одной из главных причин нарушений развития психофизиологических функций. Исследования указывают на отставание и нарушения физического развития инвалидов по зрению, аномалии у них двигательных функций [1, 6].
Показано, что большинство слабовидящих детей имели низкий и ниже среднего уровни физического здоровья, низкие показатели ЖЕЛ и времени задержки дыхания [2, 4, 5]. При этом у девочек уровень физического здоровья был значительно ниже, чем у мальчиков, и соответствовал возрастной норме только у 6,7 %, что может быть связано со снижением их двигательной активности.

Литература

  1. Азарян Р.Н. Педагогическое исследование влияния многолетних занятий физической культурой и спортом на развитие и воспитание слепых и слабовидящих школьников / Р.Н. Азарян. – М.: ВОС, 1989. – 143 с.
  2. Бутяева В.В. Оценка уровня физического здоровья дошкольников с нарушением зрительного восприятия / В.В. Бутяева, Л.А. Гтерман // Альманах «Новые исследования».– 2004. – № 1-2.  – С. 99-100.
  3. Омелъченко О.Л. Особенности развития психофизиологических процессов у детей с нарушениями зрения / О.Л. Омельченко, Т.Н. Елфимова // Рос. физиол. журн. им. И.М. Сеченова. – 2004. – Т. 90, № 8. – С. 389.
  4. Попова Т.В. Особенности физического развития у детей с нарушением зрения / Т.В. Попова, Н.Б. Пястолова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1998. – № 3. – С. 47.
  5. Шейко В.И. Показатели некоторых нейродинамических функций в условиях миопии средней степени / В.И. Шейко, А.А. Чехов, ЕН.Д. Боярчук // Альманах «Новые исследования». – 2004. – № 1-2.  – С. 426-427.
  6. Шмельков И.И. Пути реабилитации слепых школьников средствами физической культуры / И.И. Шмельков. – М.: Знание, 1981. – 164 с.

Информация для связи с автором:
tati.popova2010@yandex.ru

Поступила в редакцию 02.07.2013 г.