Функциональное состояние учащихся различных медицинских групп физико-математического лицея Москвы при занятиях физической культурой

ˑ: 

Н.Н. Захарьева
Доктор медицинских наук, профессор
А.А. Стрельцов, Т.М. Ханды
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: подростки, умственная работоспособность, физическая работоспособность, жизненная емкость легких.

Введение. Современные российские школы заканчивают не более 10 % здоровых детей, 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья и 40 % – хроническую патологию (Л. Б. Дыхан, В. С. Кукушкин, А. Г. Трушкин, 2005; А. Н. Богачев, 2011). В современной России существует проблема ухудшения здоровья школьников в процессе их обучения в школе (А. Н. Богачев, 2011), что особенно характерно для школ с углубленным изучением ряда предметов, требующих повышенного интеллектуального напряжения. Большое влияние на ухудшение качества здоровья детей и подростков оказывают неблагоприятная экологическая обстановка, возрастающий информационный поток, аудиовизуальные перегрузки, изменение режима дня в пользу большей занятости, раннее формирование вредных привычек, воздействие стрессорных факторов, гиподинамия и т. д. (К. В. Судаков, 2009; А. М. Григорьев, Р. М. Баевский, 2007; А. Н. Богачев, 2011). Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на состояние здоровья детей и подростков, является двигательная активность ребенка (В. Б. Музалева, 2004; К. Е.Безух, 2007). Количество часов на уроки физического воспитания в настоящее время увеличено, однако отсутствует физиологическое обоснование эффективности такого воздействия на функциональное состояние подростков, имеющих различные группы здоровья. Однако не разработаны опорные звенья двигательных программ для подростков, находящихся в различных группах здоровья и испытывающих повышенные интеллектуальные нагрузки. Все вышеизложенное явилось побудительным мотивом для проведения настоящего исследования.

Литература

  1. Баевский Р.М. Введение в донозологическую диагностику /Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Фирма «Слово», 2008. – 217 с.
  2. Безух К.Е. Функциональные профили формирования здоровья подростков 12-15 лет, обучающихся по школьным программам разной интенсивности: дис. ... канд. биол. наук  / К.Е. Безух. – Ярославль, 2007. – 144 с.
  3. Богачев А.Н. Особенности адаптивных возможностей организма подростков в условиях снижения функциональных резервов и различных режимов двигательной активности: автореф. дис. … канд. мед. наук / А.Н. Богачев. – Волгоград, 2011. – С. 24.
  4. Григорьев А.М. Концепция здоровья и космическая медицина / А.М. Григорьев, Р.М. Баевский. – М.: Фирма «Слово», 2007. – 208 с.
  5. Дыхан Л.Б. Педагогическая валеология: учеб. пособие / Л.Б. Дыхан, В.С. Кукушкин, А.Г. Трушкин. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2005. – 528 с.
  6. Музалева В.Б. Особенности здоровья организма детей с различными двигательными режимами / В.Б. Музалева // Научный вестник Тюменской медицинской академии: материалы Международного симпозиума «Медицина и охрана здоровья-2003». – Тюмень, 2003. – № 5-6 (27-28). – С. 108–109.
  7. Судаков К.В. Адаптивный результат в функциональных системах организма /К.В. Судаков // Успехи современной биологии. – 2009. – Т.  129.  – №1. – С.3-9.

Информация для связи с автором:
znatnik@rambler.ru

Поступила в редакцию 10.05.2013 г.