Автоматизированная оценка состояния здоровья и физической активности студентов вузов

ˑ: 

Ю.Д. Железняк
Доктор педагогических наук, профессор
Московский государственный областной университет, Москва
А.В. Лейфа
Доктор педагогических наук, профессор
А.Д. Плутенко
Доктор технических наук, профессор
А.А. Остапенко
Кандидат технических наук
Амурский государственный университет,  Благовещенск
Ю.М. Перельман
Доктор медицинских наук, профессор
Н.Ф. Ульянычев
Кандидат физико-математических наук, доцент
Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания Сибирского отделения РАМН,  Благовещенск

Ключевые слова: студенты высших учебных заведений, здоровье, физическая активность, здоровьесбережение, автоматизированная система.

Введение. В настоящее время профессионализация является одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности. Она представляет собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию и управлению профессиональным развитием специалистов. Ю. Д. Железняк (1995), А. А. Бодалев (1998), В. К. Бальсевич (2000), В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева (2005) считают, что важную роль в освоении профессии, достижении вершин профессионализма играет умелое использование ценностей физической культуры, обеспечивающее должный уровень здоровья, физического и духовного развития, двигательной подготовленности как важнейших составляющих профессионализма.
В последние годы в России наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья населения, увеличилось количество людей, принимающих наркотики, злоупотребляющих алкоголем. Данная тенденция актуальна не только для взрослого, но и для молодого населения России [5, 6]. Вместе с тем разработка адекватных методологических и методических подходов к этой проблеме позволила бы формировать у студентов положительную мотивацию к ведению правильного образа жизни, своевременно и полноценно отслеживать и прогнозировать динамику функционального состояния организма студентов с учетом особенностей, учебного процесса, индивидуального состояния.
Важнейшей составляющей этого исследования является разработка автоматизированной оценки состояния здоровья студентов. С этой целью нами разработана автоматизированная база данных комплексных медико-физиологических и социальных исследований на основе регистрации показателей основных функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной), обеспечивающих физическую активность студентов, физического развития, физической подготовленности и работоспособности.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
  2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 4. – С. 2.
  3. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А. Бодалев. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 168 с.
  4. Железняк Ю.Д. Профессионализм физкультурно-спортивной деятельности / Ю.Д. Железняк // Основы общей и прикладной акмеологии. – М.: Российская академия гос.службы при президенте РФ, 1995. – С. 294–303.
  5. Лейфа А.В. Система физической активности и здоровьесбережение студентов высших учебных заведений / А.В. Лейфа. – Благовещенск, 2004. – 260 с.    
  6. Лейфа А.В. Состояние здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи классического университета / А.В. Лейфа // Бюллетень физиологии и патологии дыхания. – 2003. – № 13. – С. 42-45.

Информация для связи с автором:
aleifa@mail.ru

Поступила в редакцию 11.07.2013 г.