Формирование прикладных навыков самообороны студенток

ˑ: 

В.В. Пономарев
Доктор педагогических наук, профессор
А.В. Яцковский, А.А. Мельничук, Д.Г. Радченко
Аспиранты
Сибирский государственный технологический университет, Красноярск

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая подготовка, формирование прикладных навыков самообороны, студентки.

Введение. В государственных документах, определяющих принципы политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, физическая культура рассматривается как одно из средств укрепления здоровья, поддержания высокой физической и умственной работоспособности студенческой молодежи. Сохранение и преумножение физического здоровья молодежи все больше связывается с защитой их жизни от насилия. Проблема противодействия насилию является одной из наиболее актуальных проблем современной жизни. Несмотря на широкое использование понятия «насилие» в научной и публицистической литературе его содержание не имеет единой трактовки. В педагогике, психологии и социологии употребляется совпадающее по смыслу понятие агрессии, обозначающее индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека.

В последнее время возросло количество преступлений, где в качестве потерпевших оказывались девушки. И это не случайно. Агрессор выбирает лиц женского пола, так как они менее защищены и находятся в уязвимом положении. В социологии пола зафиксировано, что индивидуальный стиль жизни мужчин и женщин различен, имидж женщины зафиксирован как слабый пол, как противостояние мужчинам, как личность и тело подчиненные, уступающие грубой мужской силе. Малая часть девушек может защитить себя от преступников, так как они часто не готовы ни физически, ни психологически. При этом следует отметить, что и лица женского пола могут совершать в отношении других насильственные действия агрессивного характера.

Использованная литература
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. – 199 с.
2. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека / Л.И. Лубышева. – М.: ГЦИФК, 1992. – 119 с.
3. Найденов М.И. Рукопашный бой. Организация и методика подготовки: учеб. пособие для ПВ ФСБ России / М.И. Найденов. – Г., ГВИ ПВ ФСБ РФ, 2003. – 120 с.
4. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: дис. ... докт. пед. наук / Ю.М. Николаев. – СПб., 1998. – 338 с.
5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн: Книжный Дом, 2003. – 312 с.
6. Супрунов Е.П. Специальная физическая подготовка в системе тренировки квалифицированных рукопашных бойцов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.П. Супрунов. – М., 1997. – 27 с.
7. Чихачев Ю.Т. Рукопашный бой: учебник / Ю.Т. Чихачев. – Л.: ВИФК, 1979. – 86 с.

Информация для связи с автором:
kf.val.i.fk@mail.ru

Поступила в редакцию 12.07.2013 г.