Комплексный подход к диагностике социальной адаптации несовершеннолетних с отклонениями в состоянии здоровья на занятиях по адаптивной физической культуре

ˑ: 

Е.М. Голикова, Т.М. Панкратович
Кандидаты педагогических наук, доценты
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Ключевые слова: комплексная диагностика, социальная адаптация, несовершеннолетние с отклонениями в состоянии здоровья.

С увеличением числа людей с отклонениями в состоянии здоровья одной из значимых проблем современной педагогики в России и в мире стала система обучения и воспитания, способствующая их социальной адаптации. Социальная адаптация несовершеннолетних с отклонениями в состоянии здоровья – сложный процесс, включающий в себя активную деятельность (изменение поведения ребенка под воздействием среды) и адаптивную активность (изменение условий среды в соответствии с индивидуальными потребностями «ребенка-инвалида»). Адаптивная деятельность всегда предусматривает элемент поиска адаптивного потенциала, от чего и будет зависеть эффективность адаптации.
Результатом успешной социальной адаптации несовершеннолетних с отклонениями в состоянии здоровья выступает адаптированность, которая проявляется в поведении человека. Наиболее важными показателями адаптированности являются: приспособляемость к условиям, функциональные изменения со стороны систем организма, проявление инициативы, готовность к освоению социальных ролей, наращиванию позитивного коммуникативного опыта, самоопределение в системе социальных отношений, достижение успехов в реализации целей.

Литература

  1. Баевский Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. – М.: Медицина, 1977. – 235 с.
  2. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003.
  3. Голикова Е.М. Комплексная реабилитация детей с бронхиальной астмой 7-8 лет в период адаптации к школе: дис. … канд. пед. наук / Е.М. Голикова. – М., 2009. – С. 16–22.
  4. Красило А. Хрестоматия по педагогической психологии: учеб. пособие / А. Красило, А. Новгородцева. – М.: Международная пед. академия, 2005. – 390 с.
  5. Ростомашвили Л.Н. Комплексна диагностика развития детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие / Л.Н. Ростомашвили, А.О. Иванов / под ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: НОУ «ИСПиП», 2012. – 158 с.

Информация для связи с автором:
GKS-07@mail.ru

Поступила в редакцию 06.09.2013 г.