Основные направления интеллектуализации физического воспитания школьников, имеющих отклонения в состоянии и здоровья

ˑ: 

Л.А. Парфенова
Кандидат педагогических наук, доцент
Ульяновский государственный университе, Ульяновск

Ключевые слова: физическое воспитание, интеллектуализация, межпредметные связи, рефлексивная культура, познавательные качества, нозология.

Введение. Преобразовательные процессы, происходящие во всех структурных сферах российской системы образования, выдвигают качественно новые требования к образовательному портрету современного школьника, который согласно новым ФГОС на каждом возрастном уровне должен демонстрировать личностные, предметные и метапредметные компетенции, характеризующие степень освоения конкретного учебного предмета. В связи с этим содержание школьной физкультурно-образовательной области ориентировано на формирование разносторонне физически развитой личности, мотивированной на активное и творческое использование средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Обобщая все вышесказанное, мы можем с уверенностью утверждать, что интеллектуализация педагогического процесса физического воспитания школьников, несомненно, способствует интериоризации учащихся к здоровому образу и стилю жизни, оказывает положительное воздействие на их умственное, физическое, духовно-нравственное развитие и совершенствование.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Физическое воспитание учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на основе использования культурно-исторического наследия Ульяновской области»), проект № 12-16-73006а(р).

Литература

  1. Безбородкин П.В. Формирование знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук / П.В. Безбородкин. – СПб., 2000. – 24 с.
  2. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2000. – 288 с.
  3. Дуркин П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие для факультетов физической культуры / П.К. Дуркин. – Архангельск: Литера, 1996. – 120 с.
  4. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. – 174 с.
  5. Лукьяненко В.П. Современные состояния и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры / В.П. Лукьяненко. – М. : Советский спорт, 2005. – 314 с.
  6. Назаренко Л.Д. Физическая культура и спорт – средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи / Л.Д. Назаренко. – Ульяновск, 2012. – 191 с.
  7. Парфенова Л.А. Содержание и организация физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.А. Парфенова. – Набережные Челны, 2009. – 23 с.
  8. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //infopravo. by.ru fed2003/ch02/akt12781.shtm.
  9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие оздоровительные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
  10. Столяров В.И. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / В.И. Столяров, В.К. Бальсевич, В.П. Моченов, Л.И. Лубышева; под общ. ред. В.И. Столярова. – М.: Теория и практика физической культуры, 2009. – 320 с.
  11. Стрельченко В.Ф. Интеграция процесса формирования знаний в области физической культуры и активной телесно-двигательной деятельности учащихся / В.Ф. Стрельченко // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 3. – С. 71–72.
  12. Тимошина И.Н. Актуализация преемственности содержания и организации адаптивного физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи в образовательных учреждениях: автореф. дис. … докт. пед. наук / И.Н. Тимошина. – СПб., 2008. – 44 с.
  13. Физическая культура 1-11 классов: программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. – М.: Дрофа, 2004. – 80 с.
  14. Яруллин Р.Х. Педагогические детерминанты эффективности образования школьников по физической культуре: монография / Р.Х. Яруллин. – Казань: Дом печати, 2003. – 167с.

Информация для связи с автором:
e-mail: laraparf@mail.ru

Поступила в редакцию 24.09.2013 г.