методологическая основа гуманитарного преобразования физкультурно-спортивной среды общеобразовательной школы

ˑ: 

С.Ю. Щетинина
Кандидат педагогических наук, доцент
Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

Ключевые слова: методологическая основа, физ­куль­тур­но-спортивная среда, гуманитарное преобразование, парадигма, технологии, организация, интеграция, воспитательный потенциал, физическое воспитание школьников, гармоничное развитие личности, самореализация.

Введение. Новые познавательные установки, новые взгляды на исследовательские подходы породили новые представления об основаниях и методологии получения нового знания. «Традиционно сложилось представление, что методология практически целиком относится к науке, к научной деятельности. До последнего времени подразумевалось, что речь идет о методологии науки вообще или методологии какой-то конкретной науки. Но научная деятельность является лишь одним из специфических видов человеческой деятельности наряду с искусством, религией и философией. Все остальные профессиональные виды деятельности человека относятся к практической деятельности. На все эти виды деятельности также должно распространяться понятие методологии, в том числе понятие методологии практической деятельности. Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организацию деятельности» [11, с. 12, с. 20–21]. Это определение, и на такое понимание методологии мы опираемся в своем исследовании.

Цель исследования – разработать и научно обосновать методологические основы преобразования физкультурно-спортивной среды общеобразовательной школы.

Литература

  1. Барбашов С.В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников: автореф. дис. ... докт. пед. наук / С.В. Барбашов. – Омск, 2000. – 48 с.
  2. Берсенева Т.П. Гармония человека и мира: сущностные характеристики и формы проявления: дис. … канд. филос. наук / Т.П. Берсенева. – Омск, 2008. – 161 с.
  3. Берулава М.Н. Концепция работы современной школы в русле парадигмы гуманизации образования / М.Н. Берулава, Г.А. Берулава. – Сочи: НОЦ РАО, 1997. – 34 с.
  4. Бордовская Н.В. Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: учеб. пособие / Н.В. Бордовская. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. – 408 с.
  5. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 27–32.
  6. Габдуллин Г. Личностно-ориентированное педагогическое образование / Г. Габдуллин // Высшее образование в России. – 2004. – № 9. – С. 73–75.
  7. Загвязинский В.И. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания / В.И. Загвязинский, Ш.А. Амонашвили, А.Ф. Закирова // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 3–10.
  8. Зиеев А.Э. Развитие способностей и потребностей личности: гармония и дисгармония: дис. … канд. филос. наук / А.Э. Зиеев. – Душанбе, 1999. – 184 с.
  9. Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: монография / В.А. Козырев. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 276 с.
  10. Митин А.Е. Теоретические и методические подходы к применению гуманитарных технологий в подготовке специалистов по физической культуре: монография / А.Е. Митин, С.О. Филиппова, Е.А. Митин; под ред. В.А. Бордовского. – СПб.: Белл, 2009. – 395 с.
  11. Новиков А.М. Методология / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.
  12. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
  13. Фазлеев Н.Ш. Гуманитарная парадигма как системообразующий фактор реализации компетентностного подхода в системе профессиональной подготовки педагога по физической культуре и спорту / Н.Ш. Фазлеев // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 5. – С. 83–86.
  14. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособие / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. – М.: Академия, 1999. – 288 с.
  15. Якимович В.С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодёжи на основе личностно ориентированного образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук / В.С. Якимович. – М., 2002. – 51 с.

Информация для связи с автором: shetinina65@mail.ru

Поступила в редакцию 06.09.2013 г.