Построение занятий восточными единоборствами с использованием современных образовательных технологий

ˑ: 

С.А. Литвинов
Кандидат педагогических наук, доцент
Педагогический институт физической культуры и спорта
Московского городского педагогического университета, Москва

Ключевые слова: традиционное обучение, современные образовательные технологии, типовой режим занятий, параметры тренировочной работы, физические качества, специальная физическая подготовка.

Введение. В традиционном обучении восточным единоборствам на примере карате, рассматриваются три основных раздела: техника «кихон» – выполнение атакующих и защитных технических действий руками и ногами как на месте «вадза», так и в движении «рэнзоку»; формальные комплексы «ката» и поединок «кумитэ». Каждый раздел имеет подразделы: техника стоек «дачи-вадза»; техника передвижения «киваши-вадза»; техника колющих ударов рукой «цуки», рубящих ударов рукой «учи» и сокрушительных ударов локтем «атэ»; техника хлёстких ударов ногой «кэагэ» и толкающих ударов ногой «кэкоми», сокрушительных ударов коленом «хидза-атэ» и давящих ударов ногой «фуми»; техника выведения из равновесия «кузуши-вадза», техника защитных действий рукой и ногой «укэ-вадза», которые отвечают за развитие специальных физических качеств. Технические действия должны выполняться в требуемом ритме и темпе с необходимой концентрацией энергии «кимэ», в традиционных стойках «дачи» и по точной траектории «эмбу-сэн». Боевой выкрик «ки-ай» должен использоваться в решающих моментах, внимание концентрироваться на условных и явных противниках «тякуган», мобилизация всех физических и психических возможностей организма человека – «заншин» – в экстремальных ситуациях. Как в даосских, так и в буддийских школах восточных единоборств технические действия в «кихон», «ката» и «кумитэ» призваны были служить способом активной медитации, неисчерпаемым источником самопознания и средством саморегуляции [3].
Восточные единоборства в основном преподаются в системе дополнительного образования, в которую входят: учреждения дополнительного образования детей и молодёжи (центры, дворцы, дома, станции, детские школы), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы (ДЮСШ, СДЮСШОР, САДЮСШ, АДЮКФП), дополнительное профессиональное образование в вузах. В них работают кружки, спортивные секции, студии и клубы по основным направлениям: социально-педагогическое (занимающиеся 5–6‑го возраста), физкультурно-оздоровительное (занимающиеся от 7‑до 9‑летнего возраста), физкультурно-спортивное (занимающиеся от 10 до 12‑летнего возраста и старше) [8].

Литература

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М., 2002. – 215 с. 
  2. Иванков Ч.Т. Восточные единоборства в системе физической подготовки студентов / Ч.Т. Иванков, С.А. Литвинов // Перспективы развития физической культуры в начале третьего тысячелетия: Всерос. науч.-практ. конф. 18-19 апреля 2001 г. Москва. – М.: МГПУ, 2001. – С. 37.
  3. Козлов В.В. Психологические аспекты феноменологии расширенных состояний сознания: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.В. Козлов. – Ярославль, 1994. – С. 6–10.     
  4. Литвинов С.А. Методические рекомендации по каратэ для детско-юношеских клубов физической подготовки (ДЮКФП), спортивных школ различного типа / С.А. Литвинов. – М.: МГФСО, 2003. – 47 с.
  5. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачёв. Изд. 4-е., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607 с.   
  6. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. – Минск, 2000. – 128 с.
  7. Муратова С.В. Программа оздоровительной работы в школе с использованием восточных единоборств С.В. Муратов // Физическое воспитание учащейся молодёжи: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. 24-25 мая 2000 г. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. – С. 85–86.
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. № 504 г. Москва «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».
  9. Романина Е.В. Ценностные ориентации молодёжи и восточные боевые искусства / Е.В. Романина, В.В. Горбачёва, Р.В. Крюкова // Профессиональная подготовка педагогов-специалистов в области физической культуры и спорта: Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. – М., Малаховка, 1999. – С. 292–293.

Информация для связи с автором: lisean@yandex.ru

Поступила в редакцию 30.04.2013 г.