Педагогическая технология оценки формирования общих физкультурных компетенций у учащихся старших классов

Фотографии: 

ˑ: 

В.В. Пономарев1, 3, Д.С. Приходов2, 3, А.В. Яцковский2, 3О.Н. Пашков2, 3
1 Доктор педагогических наук, профессор
2 Аспиранты
3 Сибирский государственный технологический университет, Красноярск

Ключевые слова: педагогическая технология, общие физкультурные компетенции, учащиеся старших классов, школа, физическое воспитание

Школьные годы – это период, когда заканчивается биологическое созревание организма молодого человека и на первый план выступает социальное развитие личности. Школьники как социальная структура представляют собой группу, находящуюся в зоне действия многих факторов риска. Они чаще, чем другие социальные группы, страдают различными заболеваниями, нередко в комплексе, так как длительное состояние напряжения, возникающее в какой-то системе как ответная реакция на дисгармонию, может распространиться и на другие системы.
Ограничение двигательной активности снижает у учащихся не только физическую, но и умственную работоспособность, так как происходит сокращение импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Как следствие у школьников возникают повышенная нервно-психическая усталость, утомление, нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, а это приводит к снижению защитных функций организма и возникновению новых заболеваний.
Таким образом, с одной стороны, повышающиеся требования к общей готовности школьников выпускных классов, обусловленные прогрессивными тенденциями развития сфер труда, образования, досуга, свидетельствуют о чрезвычайной значимости в XXI в. формирования общих физкультурных компетенций. С другой стороны, отмечается низкий уровень функционирования, не дающий учащимся запаса прочности в виде физического здоровья, функциональной подготовленности, психической устойчивости и эмоциональной удовлетворенности. А это не позволяет школьникам реализовывать весь свой потенциал, эффективно противостоять неблагоприятным условиям внешней среды и различным социально-экономическим трудностям.
Недостаточный уровень общих физкультурных компетенций – характерная черта образа жизни современного школьника. Согласно исследованиям Ю.Г. Васина и Г.А. Шевчука на активную двигательную деятельность школьники тратят лишь 1,4 % свободного времени. Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82-85 % дневного времени большинство учащихся старших классов находятся в статическом положении (сидя).
Таким образом, ориентирование современных школьников на формирование общих физкультурных компетенций в процессе физического воспитания – необходимое условие сохранения и укрепления физического здоровья.
В основе общих физкультурных компетенций находится двигательная деятельность во всех ее разнообразных формах.
Ключевые слова: педагогическая технология, общие физкультурные компетенции, учащиеся старших классов, школа, физическое воспитание

Литература

  1. Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз» [Текст] : монография / Н.П. Абаскалова. – Новосибирск: Изд-во: НГПУ, 2001. – 316 с.
  2. Бальсевич В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты [Текст] / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 5. – С. 19.
  3. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. [Текст] / Н.Н. Визитей. – Кишинев: Штиинца, 1989. – 145 с.
  4. Лототенко А.В. Формирование физической культуры молодежи: теория, методология, практика. [Текст] / А.В. Лототенко. – М., 1999. – 92 с.
  5. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью [Текст] / Л.И. Лубышева / Теория и практика физ. культуры. – 1997. – № 6. – С. 10–15.
  6. Манжелей И.В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды: автореф. дис. … докт. пед. наук – Тюмень: ТГУ, 2005. – 47 с.
  7. Пономарев В.В. Педагогические технологии физкультурного образования школьников Крайнего Севера [Текст] / В.В. Пономарев. – М.: Теория и практика физической культуры, 2002. – 175 с.
  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.

Информация для связи с автором: kf.val.i.fk@mail.ru

Поступила в редакцию 16.03.2015 г.