Маркеры гомеостатического состояния учащихся старших классов с разным уровнем двигательной активности

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.А Новоселова1
Доктор медицинских наук, профессор Е.И. Львовская1
Кандидат биологических наук, доцент М.В. Тренева1
1 Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Введение. Острые и хронические заболевания, гиподинамия могут приводить к изменению гомеостаза школьников, формированию иного состояния динамического равновесия внутренней среды организма, получившего название аллостаз, т. е. достижение стабильности через изменения. Ценой этого приспособления может стать накопление аллостатической нагрузки [6, 7].

Однако один и тот же уровень стресса вызывает у разных детей различный ответ, зависящий, с одной стороны, от генетических факторов, а с другой – от уровня двигательной активности [7]. Таким образом, противоречие между усложнением и интенсификацией школьной программы, с одной стороны, и ухудшением показателей здоровья учащихся, обусловленным школьными стрессами, прогрессированием имеющихся заболеваний, недостаточностью двигательной активности и накоплением ими «аллостатического груза», – с другой, сохраняется.

По нашему мнению, весьма чувствительными маркерами гомеостатического состояния могут быть молекулярные продукты перекисного окисления липидов (ПОЛ); уровень антиоксидантной активности (АОА); экскреция катехоламинов; данные кардиоинтервалографии.

Ключевые слова: выпускники, стресс, адаптация, аллостаз, перекисное окисление липидов, антиоксидантная активность, симпатоадреналовая система, адреналин, норадреналин, вегетативная регуляция.

Литература

  1. Барабой В.А. Роль перекисного окисления в механизме стресса / В.А. Барабой // Физиологический журнал. – 1989. – Т. 35. – № 5. – С. 85–109.
  2. Вейн А.М. Вегетативные расстройства: клиника, лечение, диагностика /А.М. Вейн. – М.: Медицинское информационное агентство, 1998. – 752 с.
  3.  Львовская Е.И. Перекисное окисление липидов в норме и особенности протекания ПОЛ при физических нагрузках / Е.И. Львовская, Н.М. Григорьева. – Челябинск, 2005. – 88 с.
  4. Матлина Э.Ш. Метод определения адреналина, норадреналина, дофамина и ДОФА в одной порции мочи. – В кн.: Методы исследования некоторых гормонов и медиаторов / Э.Ш. Матлина, З.М. Киселева, И.Э. Софиева. – М., 1965. – С. 25–32.
  5. Меерсон Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. – М.: Медицина, 1988. – 256 с.
  6. Ненашева А.В. Формирование аллостаза, особенности роста и развития детей из социально неблагополучных семей: автореф. дис. … докт. биол. наук / А.В. Ненашева. – Челябинск, 2008. – 48 с.
  7. Новоселова О.А. Адаптационные изменения параметров системы «перекисное окисление липидов – антиоксидантная защита» у детей с различным уровнем двигательной активности в процессе обучения в школе / О.А. Новоселова, Е.И. Львовская // Физиология человека. – 2012. – № 5. – С. 52–55.