Значение физиологического тестирования юных игроков в настольный теннис с различной латерализацией функций для прогноза спортивной результативности

Фотографии: 

ˑ: 

Н.Н. Захарьева1, 3, Г.В. Барчукова2, 3
1 Доктор медицинских наук, профессор
2 Доктор педагогических наук, профессор
3Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
(ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: олимпийское движение, международные спортивные связи, олимпийский дебют спортсменов СССР, Игры Олимпиад, Олимпийские зимние игры, спорт и политика, неофициальный командный зачет, борьба идеологий, конфронтация политических систем в спорте.

Введение. Современный настольный теннис характеризуется активным представительством в нем спортсменов‑левшей. Установлено, что успешность занятий конкретным видом спорта соответствует определенному типу межполушарной асимметрии (МПА) (Е. М. Бердничесвская и др., 2005, 2006, 2013; Н. Н. Захарьева, 2012; 2014). Процесс отбора спортсменов в настольном теннисе должен учитывать, что при доминировании конкретного полушария спортсмены успешнее осваивают двигательные навыки, легче переносят стрессы, надежнее адаптируются к высоким физическим и психологическим нагрузкам в спорте (Н. Н. Захарьева, 2012).

Цель исследования – выявить половозрастные особенности психофизиологических характеристик и особенностей физических качеств у юных игроков в настольный теннис с различной латерализацией функций.

Использованная литература

  1. Бердичевская Е.М. Функциональная асимметрия мозга / Е.М. Бердичевская // Физиология человека: учебник для магистрантов и аспирантов / Под ред. Е.К. Аганянц. – М., 2005. – С. 307–328.
  2. Бердичевская Е.М. Динамика формирования межполушарных отношений на ранних этапах онтогенеза / Е.М. Бердичевская, Н.В. Зайцева, Т.В. Пономарёва, Л.Н. Огнерубова / http://j-asymmetry.com/2012/01/berdichevskaya_4_2011/
  3. Барчукова Г.В. Теория и методика преподавания настольного тенниса: учебник для студ. ин-тов физ. культ. / Г.В. Барчукова, В.М. Богушас, О.В. Матыцин. – М.: Academia, 2006. — 528 с.
  4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. – СПб.: Питер, 2001. — 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»).
  5. Захарьева Н.Н. Психофизиологические и вегетативные маркеры результативных спринтеров / Н.Н. Захарьева, Т.С. Иванова Innovations and science Vol. 3 (2), VI th International interdisciplinary academic conference Topical innovation issues of medicine biology, ecology, psychology, pedagogy and sociology. Egypt Hurgada November 1-10 2014, p. 143–1476.
  6. Захарьева Н.Н. Индивидуально-типологические и психофизиологические характеристики легкоатлетов при предстартовых состояниях / Н.Н. Захарьева, Т.С. Иванова // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 6. – С. 77–797.
  7. Захарьева Н.Н. Курс лекций по спортивной физиологии: учеб-метод. пособие / Н.Н. Захарьева. – М.: Физическая культура, 2012. – С. 287.
  8. Ильин Е.П. Теория функциональных систем в физиологии и психологии / Е.П. Ильин. – М.: Наука, 1978.
  9. Райгородский Д.Я. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина (Теппинг-тест) / Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара, 2001. – С. 528–530.

Информация для связи с автором: zakharyeva.natalia@mail.ru

Поступила в редакцию 24.02.2015 г.