Антропоэкобиоритмологическая модель как основа учебной и здоровьеразвивающей деятельности в образовательном процессе
Фотографии:
ˑ:
О.П. Панфилов1, 4, В.В. Борисова2, 4, В.Н. Давиденко3, 4, Л.В. Руднева3, 4, В.Н. Морозов3, 4, В.А. Дубровин3, 5
1Доктор биологических наук, профессор
2 Кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта СССР
3 Кандидат педагогических наук, доцент
4Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула
5 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Норильск
Ключевые слова: здоровьеразвивающая система, фитнес-технологии, классификация биоритмов, антропоэкобиоритмология, фенотипическая адаптация, микрокосм, геомагнитное поле, метеопогодный индекс.
Введение. Антропогенная, нередко не контролируемая деятельность, катастрофически ухудшающаяся экологическая ситуация обусловили резкое снижение популяции диких животных, биоресурсов земной и водной среды. Данное обстоятельство крайне негативно влияет на здоровье и физические возможности, особенно детей и молодежи, что убеждает в необходимости обратить самое пристальное внимание на основные факторы жизнедеятельности и повышение адаптационных возможностей в сложившихся условиях.
Затронутая проблема особым образом касается значительной части человечества, имеющей самое непосредственное отношение к сфере физической культуры и спорта (и не только к данной сфере); возникает необходимость (не нарушая здоровья) в приспособлении одновременно к контрастным климатоэкологическим условиям, мышечной и умственной деятельности, способствуя улучшению ситуации.
Вопрос о единстве организма и среды его обитания методологически был разрешен в трудах отечественных естествоиспытателей. Фундаментальный вклад в изучение данной проблемы внесли И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, А. Л. Чижевский [10]. И. П. Павлов рассматривал жизнь организма как бесконечное приспособление. Факторы внешней среды, согласно П. К. Анохину [3], воздействуют на человека не в простой последовательности, а ритмически повторяющимися явлениями и процессами. Это смена дня и ночи, сезонов года, приливов и отливов и т. д. Подобная ритмичность нашла свое отражение в биологических ритмах, в значительной мере совпадающих с геофизическими циклами.
Литература
- Агаджанян Н.А. Парадокс XX1 столетия: взлет науки и кризис культуры, нравственности / Н.А. Агаджанян / Эколого-физиологические проблемы адаптации. Матер. X1 Междунар. симпозиума. – М., 2003 – С. 5–9.
- Алякринский Б.С. Основы научной организации труда и отдыха космонавтов: монография / Б.С. Алякринский. – М.: Медицина, 1975 – 203 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем: монография / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1975. – 265 с.
- Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология: монография / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов/Д: «Феникс», Киев: «Здоровье», 2000. – 245 с.
- Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учеб. пособие / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова / под ред. проф. О.П. Панфилова. – М.: ВЛАДОС, 2010. –389 с.
- Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология: монография / Г.Л. Апанасенко, Л.А. Попова. – Ростов/Д: «Феникс», Киев: «Здоровье», 2000. – 245 с.
- Окружающая среда и здоровье человека: монография / под ред. И.П. Герасимова, В.С. Преображенского. – М.: Наука, 1979. – 212 с.
- Панфилов О.П. Механизмы адаптации человека к экстремальным условиям / О.П. Панфилов, Н.А. Агаджанян. – Тула, 1995. – 215 с.
- Панфилов О.П. Биоритмы, география, спортивная работоспособность: монография / О.П. Панфилов, В.Г. Шумский. – Тула: «Приокское книжное изд-во», 1991. – 135 с.
- Панфилов О.П. Современные подходы к разработке муниципальной программы по физической культуре на основе инновационных фитнес-технологий / О.П. Панфилов, В.А. Романов, В.В. Борисова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2; URL: www.science-education.ru/108-8584
- Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь: монография / А.Л. Чижевский. – М.: «Мысль», 1976. – 268 с.
Информация для связи с автором: panfilov30@mail.ru
Поступила в редакцию 29.01.2015 г.