Спортизация уроков физиической культуры в качестве ведущего условия реализации здоровьеформирующей функции отечественной системы физкультурного образования

Фотографии: 

ˑ: 

В.К. Спирин1, 2, Д.Н. Болдышев3
1 Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук
2 Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки
3 Некоммерческий фонд «Центр лечения и реабилитации больных детским церебральным параличом», Москва

Ключевые слова: урок физической культуры, учебная программа, планирование, культура движений, коррекция, формирование осанки.

Введение. Положительные тенденции в развитии физкультурной активности учащихся отмечаются тогда, когда планирование урочного материала по предмету «Физическая культура» осуществляется на базе спортивно ориентированного физического воспитания. А развертывание учебного материала организуется на основе принципов физической тренировки, позволяющей реализовать технологию спортизации школьного урока физической культуры и тем самым обеспечить рациональное суммирование воспитательных, обучающих и развивающих эффектов как внутри урока, так и в повторяющейся последовательности занятий [1-4, 10].

Поскольку урок физической культуры является базовой формой организации учебного процесса, а у основной массы детей, как правило, никакой двигательной активности кроме обязательных уроков физической культуры не наблюдается, необходимо с максимальной эффективностью использовать эту организационную форму физического воспитания подрастающего поколения для решения задач здоровьеформирующей направленности. В том числе и при коррекции отклонений в состоянии опорно-двигательного аппарата. 

Литература

  1. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006–2026 гг.) / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 5. – С. 2–6.
  2. Бальсевич В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала / В.К. Бальсевич. – М.: РГУФКСМиТ, 2012. – 35 с. – (Избранные лекции университета).
  3. Лубышева Л.И. Организация и содержание спортивно ориентированного физического воспитания учащихся 5-х классов общеобразовательных школ на основе дзюдо / Л.И. Лубышева, К.В. Чадов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 5. – С. 11–17.
  4. Лубышева Л. И. Спортивная культура в школе. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 174 с.
  5. Спирин В.К. Организационно-методические условия неэффективного построения уроков физической культуры в рамках традиционной системы физического воспитания /В.К. Спирин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 6. – С. 11–14.
  6. Спирин В.К. Без методики нет целенаправленной физической подготовки / В.К. Спирин //Физическая культура в школе. 2011. – № 1. – С. 10–12.
  7. Спирин В.К. Конверсионное проникновение элементов спортивной культуры в урок физической культуры общеобразовательной школы путем выстраивания системы педагогических воздействий, основанных на волейболе / В.К. Спирин, Л.И. Котельников, М.А. Шпартко / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 2. – С. 2–6
  8. Спирин В.К. Диагностика функциональных нарушений осанки на основе показателей силовой выносливости мышц по обе стороны позвоночного столба. / В.К. Спирин, Д.Н. Болдышев //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, № 4 (86) – 2012. – С. 149–153.
  9. Спирин В.К. Планирование учебного материала по предмету «Физическая культура» на основе концепции спортивной тренировки / В.К. Спирин, В.А. Багина, И.А. Риссамакина //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 3. – С. 2–6.
  10. Спирин В.К. Спортивно ориентированная технология физического воспитания детей подростков молодежи на основе вида спорта / В.К. Спирин / Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: монография. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. – С. 237–282.

Информация для связи с автором: spirin_vk@mail.ru

Поступила в редакцию 13.01.2015 г.