Уровень сенсомоторных координаций как один из факторов формирования школьно значимых функций у детей 5-7 лет

Фотографии: 

ˑ: 

В.Ю. Вайсвалавичене1, 4, М.А. Каймин2, 4, В.К. Ефимов3, 4
1 Аспирантка
2 Кандидат педагогических наук, профессор
3Кандидат биологических наук, доцент
Московский городской педагогический университет
Педагогический институт физической культуры и спорта, Москва

Ключевые слова: двигательные способности, сенсомоторная координация, школьно значимые функции, готовность к школьному обучению.

Введение. Для обеспечения качества образования на всех его ступенях необходимым условием выступает непрерывность образования, обусловленная выстраиванием преемственности не только между его звеньями, но и в развитии ребёнка, означающей, что формируемые в дошкольном детстве личностные качества продолжают своё развитие и выступают  как основа для построения образовательной деятельности в начальной школе. Именно эти качества определяются как основания преемственности дошкольного и начального школьного образования [5, 7].

Важнейшими критериями, на основании которых даётся оценка  функциональной готовности ребёнка к обучению в школе, условно называемой «школьной зрелостью», являются: состояние здоровья, биологический возраст и уровень развития школьно значимых функций, которые прямо или опосредованно определяют успешность усвоения знаний в начальный период школьного обучения. Среди показателей, характеризующих состояние здоровья, наибольшую значимость в оценке готовности к школьному обучению имеет уровень физического развития [1, 4, 5].

Литература

  1. Ермолаева М.В. Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника (готовность к школе) / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – 2-е изд., стер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 64 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
  2. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с. – (Здоровьесберегающая педагогика).
  3. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.
  4. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадрикова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе).
  5. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе: метод. пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
  6. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
  7. Яловская Е.К. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. Рекомендации для воспитателей старшей и подготовительной группы детского сада и учителей начальной школы / Е.К. Яловская, И.А. Бурлакова. – М.: МГППУ, 2010. – 32 с.

Информация для связи с автором: wwv65@mail.ru

Поступила в редакцию 07.12.2014 г.