Обучение студентов плаванию на основе двигательной и функциональной подготовленности

Фотографии: 

ˑ: 

И.Н. Акрамовский1, 3, Д.А. Раевский2, 3
1 Кандидат педагогических наук, доцент
2 Кандидат педагогических наук
3 Национальный исследовательский технологический университет (МИСиС), Москва

Ключевые слова: физические качества, согласование движений, навыки плавания, элементы техники.

Введение. Плавание как универсальное средство общей физической подготовки довольно широко используется в физическом воспитании студенческой молодежи. Оно одновременно является и спортивным развлечением, и отличным средством активного отдыха, восстановления, и создает возможности для спортивного совершенствования, вплоть до высших спортивных достижений [1, 3].

При самостоятельном, неорганизованном обучении, как правило, осваивается самобытный способ плавания, который в наибольшей степени соответствует индивидуальным координационным особенностям обучаемого. При этом многие из тех положительных сдвигов, которые были приобретены юношами и девушками при овладении техникой так называемых «народных способов», в начале обучения могут благоприятствовать друг другу, становиться нейтральными или даже перерастать в отрицательное взаимодействие [4, 7]. При дальнейшем обучении в плавательном бассейне у них происходит коренная перестройка двигательных автоматизмов, дыхательного аппарата, проприорецептивной системы, управляющей двигательными актами [2, 5].

Литература

  1. Акрамовский И.Н. Методика начального обучения студентов технических вузов спортивному плаванию: учеб.-метод. пособие / И.Н. Акрамовский – М.: Изд. дом МИСиС, 2014. – 54 с.
  2. Александров А.Ю. Формирование умения плавать у мужчин 19 – 30 лет на основе «переноса» двигательных навыков и адаптации к водной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Ю. Александров; МГАФК. – Малаховка, 2001. – 23 с.
  3. Булгакова Н.Ж. Плавание: учебник для вузов / Под общ. ред. Н.Ж. Булгаковой – М.: Физкультура и спорт, 2001.
  4. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания / И.Л. Ганчар. – М.: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998. – 352 с., ил.
  5. Малыгин Л.С. Обучение плаванию спортивным и самобытным способами на основе двигательной готовности: учеб.-метод. пособие для студентов вузов физической культуры / Л.С. Малыгин, Д.А. Раевский, Е.Л. Фаворская, Д.А. Лаврентьева; Моск. гос. акад. физ. культуры. – Малаховка, 2014. – 124 с.
  6. Раевский Д.А. Специфические особенности формирования двигательных навыков у студентов при освоении техники спортивных способов плавания / Д.А. Раевский // Новые исследования. РАО Институт возрастной физиологии. – М., 2012. – № 3. – С. 91–97.
  7. Уилмор Дж.Х. Физиология спорта и двигательной активности / Дж.Х. Уилмор, Д. Костилл. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 503 с.
  8. Хальянд Р.Б. Модели спортивного плавания с методикой совершенствования и контроля / Р.Б. Хальянд, Р.Р. Каал, Т.А. Тамп. – Таллин, 1984. – 98 с.

Информация для связи с автором: igor-veshnij@yandex.ru

Поступила в редакцию 03.02.2015 г.