Региональный опыт реализации инновационных подходов в системе непрерывного физического воспитания (на примере Кузбасса)

Фотографии: 

ˑ: 

Э.М. Казин3, 1, О.Л. Тарасова3, 2, А.И. Федоров3, 1А.В. Шинкаренко3, Н.Г.Зайцева3
1 Доктор биологических наук, профессор
2 Кандидат медицинских наук, доцент
3 Кемеровский государственный университет, Кемерово

Ключевые слова: непрерывное физическое воспитание, школьники, оптимизация двигательной активности, здоровьесберегающая деятельность, дифференцированный подход.

Введение. В течение последних десятилетий разрабатываются различные концепции модернизации системы физического воспитания и образования, предлагаются инновационные подходы, апробируются новые педагогические технологии [1, 2, 8, 12]. В общем виде они сводятся к утверждению многофункциональности процесса физического воспитания, который должен иметь познавательно-развивающую, спортивную и профилактическую направленность и удовлетворять личностные и социальные потребности человека.
Цель исследования – провести анализ инновационных подходов в системе непрерывного физического воспитания в образовательных учреждениях Кузбасса.

Результаты исследования и их обсуждение. Новые подходы активно развиваются в исследованиях кузбасских специалистов в области физического воспитания и реализуются в образовательных учреждениях Кемеровской области. Так, в работах С. И. Петухова [10], Н. В. Коваленко [6] сформулирована концепция непрерывного физического воспитания, согласно которой здоровье­сберегающая система непрерывного физического воспитания – это такая организация процесса обучения, которая позволяет привести содержание и объем учебного материала, методы и формы учебно-познавательной деятельности в соответствие c возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, сохраняет их умственную и физическую работоспособность, формирует здоровьесберегающую культуру, способствует в конечном итоге реализации целей обучения, умственного и физического развития и воспитания здоровой личности.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография / В.К. Бальсевич. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 112 с.
  2. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста / Т.Е. Виленская. – М.: Феникс, 2006. – 256 с.
  3. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие / Под науч. ред. Э.М. Казина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 355 с.
  4. Зубанов В.П. Интеграция общего и дополнительного образования в системе организации физического воспитания / В.П. Зубанов, Г.А. Рудольф, А.Н. Калетин / Физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Новокузнецк, 17–18 марта 2011 года) / под ред. И.Л. Левиной. – Новокузнецк, 2011. – С. 60–64.
  5. Казин Э.М. Теоретико-прикладные аспекты здоровья как базовой адаптивной, личностной и социальной ценности. Сообщение 1. Социально-биологическая основа здоровья и адаптивных возможностей индивида / Э.М.Казин, Е.К. Айдаркин, А.И. Федоров, Н.Э. Касаткина, И.А. Свиридова // Валеология. – 2012. – № 2. – С.7–14.
  6. Коваленко Н.В. Физическая культура в школе в условиях модернизации образования: учеб.-метод. пособие / Н.В. Коваленко. – Новокузнецк: Изд-во ИПК,2008. – 92 с.
  7. Куликов В.П. Потребность в двигательной активности /В.П. Куликов, В.И. Киселев. – Новосибирск: Наука, 1998. – 144 с.
  8. Лубышева Л.И. Спортизация в общеобразовательной школе / Л.И. Лубышева, Д.В. Фонарев и др. / под ред. д.п.н., профессора Л.И. Лубышевой. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2009. – 168 с.
  9. Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 4. – С. 2–6.
  10. Петухов С.И. Формирование здоровья и развития младших школьников в системе физического воспитания: теория и практика / С.И. Петухов. – Новокузнецк, 2000. – 107 с.
  11. Сидоренко А.А. Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в школе-интернате: науч.-метод. пособие / А.А. Сидоренко, Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева. – Ленинск-Кузнецкий, 2004. – 255 с.
  12. Столяров В.И. Фундаментальные теоретические основы современной системы комплексного физического воспитания / В.И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2013. – № 2. – С. 2–6.
  13. Тушина Г.И. Основы валео-педагогического руководства физическим воспитанием школьников / Г.И. Тушина, Э.М. Казин, Л.Г. Лушпа, Г.М. Солодова // Валеология. – 2004. – № 4. – С. 56–61.

Информация для связи с автором: valeol@kemsu.ru

Поступила в редакцию 14.12.2015 г.