Гендерный анализ взаимосвязи эффективности мышечной и психической деятельности с успеваемостью на различных этапах школьного онтогенеза

Фотографии: 

Кандидат биологических наук, профессор В.А. Вишневский1
Аспирантка Н.Р. Усаева1
1 Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут

Введение. Приспособительные результаты деятельности сложных систем могут быть разного качества, обеспечены разной ценой, с разной скоростью и т.д. В связи с этим такие системы должны обладать определенными динамическими характеристиками. Важнейшей из них является эффективность как степень приспособленности системы к выполнению поставленных перед ней задач. 

Методика и организация исследования. В исследовании участвовали воспитанники школ № 26 и 39 г. Сургута. Количественным показателем эффективности мышечной деятельности в наших исследованиях являлась величина пульсовой стоимости 1 ватта работы на велоэргометре, выполняемой по замкнутому циклу мощности, а также площадь пульсовой петли [2]. При оценке психической деятельности в качестве такого показателя выступали скорость и точность работы в корректурном тесте Тулуз–Пьерона [3].

Ключевые слова: эффективность, физическая и психическая деятельность, успеваемость учащихся.

Литература

  1. Баевский Р.М. К проблеме стандартизации заключений при анализе вариабельности сердечного ритма / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов // Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение: Тез. докл. Междунар. симп. – Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 2003. – С. 169–171.
  2. Вишневский В.А. Системный анализ состояния организма детей на этапах школьного онтогенеза / В.А. Вишневский, В.В. Апокин, Д.В. Сердюков и др. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2010. – 367 с.
  3. Ясюкова Л.Я. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: Метод. руководство / Л.Я. Ясюкова. – СПб.: Изд-во «ИМАТОН» 2000. – 95 с.