Физическое развитие и физическая подготовленность детей 6-14 лет из социально неблагополучных семей, эффективность системы реабилитации

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор биологических наук, доцент А.В. Ненашева1
Кандидат биологических наук, доцент А.С. Аминов1
1 Институт спорта, туризма и сервиса Южно-Уральского государственного университета, Челябинск

Введение. В социально-реабилитационный центр (СРЦ) поступают в основном дети, лишенные родительской опеки, с неблагополучным социальным и биологическим анамнезом, неврологическими, генетическими и другими заболеваниями [1]. Главная задача этих учреждений – оказание детям адекватной медико-педагогической, психологической и социальной помощи, улучшение и корректировка развития. Социальная, физическая среда имеют огромнейшее влияние на физиологию, поведение, процессы адаптации [7, 8]. Индивидуумы могут уменьшать или увеличивать риск повреждения или болезни. Например, асоциальные ответы в виде драк, агрессий, алкоголизация, курение, нездоровый образ жизни, неправильная диета, гиподинамия увеличивают аллостатический груз, и наоборот. Поведенческие и физиологические ответы тесно связаны, и совершенно закономерно, меняя поведенческие ответы, можно влиять на проявления аллостазиса и аллостического груза. 

Организация и методика исследования. За период 2010–2014 гг. обследовано 664 ребенка г. Челябинска в возрасте 6–14 лет: в том числе из СРЦ для несовершеннолетних – 327; муниципальных образовательных учреждений (МОУ) № 118 и 45 – 337. Детей обследовали при поступлении в СРЦ с учетом адаптационного периода. Физическое развитие оценивали по общепринятым методикам и индексам.

Ключевые слова: аллостаз, аллостатический груз, физическое развитие, физическая подготовленность, коррекционно-оздоровительная программа.

Литература

  1. Аминов А.С. Мониторинг состояния здоровья и физического развития подростков 12–15 лет в различных условиях проживания / А.С. Аминов, А.В. Ненашева, Е.В. Задорина, Э. Баймухаметова // Вестник Южно-Уральского государственного университета серия: «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2013. – Т. 13. – № 4. – С. 48–53.
  2. Балахонова Е.И. Изменчивость соматических характеристик в группах девочек разного биологического возраста / Е.И. Балахонова // Человек, экология, симметрия: Матер. междунар. симпозиума. – Минск, 1994. – С. 73–74.
  3. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков, и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры, 2002. – № 3. – С. 3–5.
  4. Овчаров В.К. Методические основы выявления региональной патологии у детей / В.К. Овчаров // Педиатрия. – 1995. – № 4. – С. 52–54.
  5. Соколов А.Г. Эколого-физиологические механизмы развития организма детей среднего Приобъя: автореф. дис. … докт. мед. наук / А.Г. Соколов. – Тюмень, 2002. – 39 с.