Обучение согласованности технико-тактических действий хоккеистов 11-13 лет с учётом принципов ситуационного подхода

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук В.В. Козин1
Аспирант А.В. Зыков1
1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Россия, Омск

Введение. Анализ научно-методической литературы показал, что техника и тактика игры в хоккей в большинстве случаев рассматриваются с позиций дифференциации. Вследствие этого в структуре тренировочного процесса хоккеистов технический и тактический разделы подготовки реализуются обособленно друг от друга [5, 7].

Данный подход приводит к выраженной стереотипизации игровой соревновательной деятельности хоккеистов и усугубляет проблему использования в теории и практике нелинейных классификаций техники и тактики игры. В итоге в условиях соревнований выполнение действий спортсменами с «эталонной» двигательной структурой оказывается менее эффективным вследствие их вероятностного прогнозирования [1, 2]. Спортсмены пытаются решить разные игровые ситуации одинаковыми способами или выжидают, пока ситуации будут соответствовать тем действиям, которые они привыкли использовать. При этом данные стереотипы вырабатываются у спортсменов уже на ранних этапах подготовки.

Ключевые слова: техника, тактика, обучение, ситуационный подход.

Литература

  1. Айткулов С.А. Управление тактико-технической подготовкой спортсменов в командных видах спортивных игр и теория функциональных систем // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 10. – С. 8–10.
  2. Козин В.В. Обучение двигательным действиям юных спортсменов игровых видов спорта / В.В. Козин, С.А. Кугаевский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2014. – № 5. – С. 39–43.
  3. Козин В.В. Методология ситуационного подхода в технико-тактической подготовке спортсменов игровых видов / В.В. Козин, С.А. Кугаевский, А.В. Зыков // Омский научный вестник. – 2014. – Вып. 2 (126). – С. 183–186.
  4. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии: учеб. пособие / В.Б. Коренберг. – М.: Советский спорт, 2005. – 232 с.
  5. Макаров Ю.М. Концепция формирования игровой деятельности в спортивных играх / Ю.М. Макарова // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. – № 7. – С. 78–83.
  6. Морозов О.С. Общие принципы управления сложнодинамическими системами в конфликтной ситуации // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 2. – С. 21–24.
  7. Притыкин В.Н. Организационная структура комплексных методик технико-тактической подготовки в баскетболе / В.Н. Притыкин, Н.С. Морозова, С.В. Сухарев // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 2. – С. 38–41.
  8. Таран Т.А. Ситуационное моделирование на основе качественных рассуждений / Т.А. Таран // Искусственный интеллект. – 1996. – № 1. – С. 102–114.