Формирование двигательных способностей дошкольников

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.П. Мухина1
Доктор педагогических наук, профессор А.И. Кравчук1
1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Введение. Период дошкольного возраста характеризуется активным физическим развитием ребенка. Одним из факторов, определяющих эффективное управление процессом физического воспитания дошкольников, является учет современных данных относительно развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей [4–5].

Цель исследования – определение возрастных периодов становления двигательных способностей детей дошкольного возраста.
Методика и организация исследования. Лонгитудинальные исследования с участием 155 детей среднего и старшего дошкольного возраста проводились в течение четырех лет (2004–2009 гг.) на базе четырех дошкольных образовательных учреждений г. Омска (ДОУ № 7, № 214, № 375, № 344) в условиях направленного и комплексного физического воспитания. В основе направленного физического воспитания (контрольные группы – КГ) лежала реализация трех программ: «Программы воспитания и обучения в детском саду» [6–8] (2004–2007 гг.: КГ-1, n=22); «Физическая культура – дошкольникам» [1] (2005–2008 гг.: КГ-2, n=21) и «Старт» (2006–2009 гг.: КГ-3, n=19) [9]. Комплексное физическое воспитание (экспериментальные группы) реализовывалось в условиях комплексного концентрированного обучения двигательным действиям (2004–2007 гг.: ЭГ-1, n=31), применения технологического (2005–2008 гг.: ЭГ-2, n=33) и системно-технологического (2006–2009 гг.: ЭГ-3, n=29) подходов [4, 5].

Ключевые слова: дошкольники, лонгитудинальные исследования, комплексное физическое воспитание, направленное физическое воспитание, консолидация и рассогласование, двигательные способности: основные движения, физические качества, функционально-двигательные способности.

Литература

  1. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 1994. – 144 с.
  2. Кравчук А.И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания) / А.И. Кравчук. – Ч. 2, 3. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. – 136 с.
  3. Кравчук А.И. Теория комплексного физического воспитания детей / А.И. Кравчук // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 18–28.
  4. Мухина М.П. Возрастные особенности развития основных движений, физических качеств и функционально-двигательных способностей детей дошкольного возраста в условиях направленного физического воспитания / М.П. Мухина, А. И. Кравчук // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 343. – С. 184–188.
  5. Мухина М.П. Становление моторного потенциала дошкольников в условиях использования педагогической технологии и организации педагогической системы физического воспитания / М.П. Мухина // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2011. – № 4. – С. 26–33.
  6. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 4–5 лет: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Пензулаева. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
  7. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5–6 лет: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Пензулаева. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
  8. Программа воспитания и обучения в детском саду / Отв. ред. М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 2004. – 174 с.
  9. Яковлева Л. Работаем по программе «Старт» / Л. Яковлева, Р. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 1–12; – 1997. – № 1–5.