Подготовка будущих бакалавров физической культуры к превентивной профессионально-педагогической деятельности

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор И.Л. Федотенко1
Кандидат психологических наук, доцент Е.И. Туревская1
Кандидат педагогических наук И.А. Югфельд1
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула

Введение. Проблемы школьного детства в современной социально-экономической ситуации резко обостряются. Родителей, учителей, психологов не может не беспокоить тенденция постоянного роста школьного насилия, детской и подростковой наркомании, токсикомании, алкоголизма. Современный социум становится потенциально все более опасным для взрослеющего ребенка.

В этой ситуации очевидно, что важнейшей доминантой профессиональной деятельности каждого педагога, и прежде всего учителя физической культуры, должна стать его превентивная позиция, готовность предупредить социально и психологически рискованное поведение детей. Среди компетенций бакалавра физической культуры особую значимость имеет следующая: «готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности». Превенция связана с заботой учителя о школьнике, его физическом и психическом здоровье, самочувствии и развитии в ходе образовательного процесса. Для социального и психического здоровья учащихся важно, что выпускник педагогического университета «способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников». Учитель физической культуры не должен допустить своими действиями или бездействием, чтобы ребенку был причинен какой-либо вред. От педагога требуется знание механизмов создания атмосферы, способствующей реализации потребностей, интересов, запросов ребенка. Превентивная деятельность непосредственно связана с гуманизацией образовательного пространства, с педагогическим оптимизмом, с верой учителя в возможности каждого ребенка и в собственные педагогические способности. Для успешной превентивной деятельности учителя физической культуры значимы его толерантность, отзывчивость, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию, сочувствию. Морально-этическая позиция учителя в контексте превенции отличается действенностью, готовностью не только направленно изменять обстоятельства педагогического процесса, но и перестраивать свою собственную деятельность, профессиональное поведение, преодолевая сопротивление окружающей среды.

Ключевые слова: превентивная деятельность, бакалавр физической культуры, конфликты, деформации.

Использованная литература

  1. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата [Текст]: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 – «Педагогическое образование (квалификация (степень) “бакалавр”») от 29 декабря 2009 № 788 // – 2009. – С. 4–7.
  2. Федотенко И.Л. Подготовка будущего учителя к превентивной профессионально-педагогической деятельности [Текст] / И.Л. Федотенко. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008.
  3. Федотенко И.Л. Подготовка будущих педагогов к предупреждению школьного насилия в условиях инклюзивного образования [Текст]: Сб. «Угроза детям и молодежи в современном обществе» / И.Л. Федотенко. – Польша, Седлице, 2011. - С. 73–78. (на рус. яз.).