О проблеме повышения квалификации преподавателей физической культуры, работающих в специальном учебном отделении

Фотографии: 

ˑ: 

Соискатель Г.Ф. Жован
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
Доктор педагогических наук, профессор О.Г. Румба
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова: преподавание физической культуры, специальное учебное отделение, студенты с отклонениями в состоянии здоровья, повышение квалификации преподавателей.

Введение. На протяжении последних 10–15 лет специалистами фиксируется устойчивая тенденция заметного увеличения количества студентов с ослабленным здоровьем, которых медики причисляют к специальной медицинской группе (СМГ) для занятий физической культурой. Так, если в научных работах начала 2000‑х гг. в качестве среднего показателя указывается около 30 % таких студентов [2 и др.], то в работах 2014 г. – уже около 50 % и даже более [1 и др.].

Данное обстоятельство обуславливает неизбежное смещение акцентов в преподавании дисциплины «Физическая культура» в вузах РФ, характеризующееся тем, что ориентация на работу с преимущественно здоровыми студентами уступает место переориентации на работу со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Для преподавательского состава кафедр это означает выход на передний план задач оздоровления и профилактики вместо задач достижения высоких спортивных результатов и физического совершенства. Как следствие это сопряжено с рядом трудностей профессионального характера, основные из которых: освоение регламентов работы специального учебного отделения (СУО); преимущественная ориентация в работе на нозологические особенности занимающихся и связанные с ними показания и противопоказания; пересмотр применяемых средств и методов ведения занятий; уход от наработанных годами методик и т. д.

Литература

  1. Егорычева, Э.В. Технология применения средств оздоровительной физической культуры на занятиях со студентками специального учебного отделения: автореф. дис. … канд. пед. наук / Э.В. Егорычева. – М., 2014. – 23 с.
  2. Загревская, А.И. Совершенствование методики занятий по физической культуре у студенток специальной медицинской группы на основе их программирования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.И. Загревская. – Омск, 2000. – 24 с.
  3. Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений от 26 июля 1994 г. № 777 и Приказ «Об организации процесса физического воспитания в высших учебных заведениях» от 1 декабря 1999 г.
  4. Лосин, Б.Е. Педагогическая эффективность повышения квалификации специалистов по физической культуре и спорту: дис. ... докт. пед. наук / Б.Е. Лосин. – СПб., 2001. – 335 c.
  5. Румба, О.Г. Анализ результатов педагогических наблюдений на занятиях по физической культуре со студентами специальных медицинских групп в вузах Белгородской области / О.Г. Румба, Г.Ф. Жован // Культура физическая и здоровье. – 2014. – № 2(49). – С. 85–91.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. от 21.07.2014).

Информация для связи с авторами: RumbaOlga@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.12.2014 г.