Влияние занятий физической культурой на адаптированность студентов технического вуза

Фотографии: 

Кандидат психологических наук, доцент Л.А. Ясюкова
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Кандидат экономических наук, доцент А.М. Алексанков
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
Кандидат педагогических наук, доцент О.Е. Пискун
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова: студенты, личностные и интеллектуальные особенности, адаптация, занятия физической культурой и спортом, здоровый образ жизни.

Введение. Зародившись в лоне ес­тест­вен­но-науч­но­го знания – биологии [5], исследования адаптации за последние 50 лет расширились до области гуманитарных и социальных наук, обогатившись их идеями, приобрели новое содержание и значение. Наиболее интенсивно проблемы социаль­но-пси­хо­ло­ги­чес­кой адаптации разрабатывались в 60–80‑е гг. ХХ в. Сформировалась разделяемая всеми современными учеными четырехфакторная концепция адаптации, предложенная У. Бронфенбреннером [7].

В последние десятилетия наблюдается определенная эволюция в понимании психологической адаптации, произошло разведение понятий приспособление (adjustment) и собственно адаптации (adaptation); движение от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности и среды, от конечной цели – гомеостатического равновесия, отсутствия конфликтов – к самоактуализации и самореализации личности в реальной социальной среде [3, с. 10].

Литература

  1. Левченко, Е.С. Социальная адаптация студентов вуза средствами физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.С. Левченко. – М., 2007. – 24 с.
  2. Пискун, О.Е. Физическая культура и непрерывный мониторинг психофизического состояния как средство адаптации студентов к обучению в вузе: монография / О.Е. Пискун. – СПб.: Изд-во ЦТЦ СПбГПУ, 2012. – 264 с.
  3. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 479 с.
  4. Селиверстова, О.В. Принципы процесса профессиональной социализации студента в контексте синергетической парадигмы образовательной среды вуза / О.В. Селиверстова // Высшее образование в России. – 2010. – № 5. – С. 91–93.
  5. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме / Г. Селье. – М.: Медгиз, 1960. 255 с.
  6. Тригорлый, С.Н. Психофизиологическая адаптация студентов высших учебных заведений: автореф. дис. … канд. мед. наук / С.Н. Тригорлый. – Владивосток, 2006. – 24 с.

Информация для связи с авторами: piskun@imop.ru

Поступила в редакцию 18.11.2014 г.