Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья студентов гуманитарного профиля

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор М. А. Акопова
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург
Доктор педагогических наук, профессор Н.В. Попова
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург

Ключевые слова: культура здоровья, общекультурная компетенция, ФГОС, валеология, анкетирование, студенты-гуманитарии, операционализация, компетенции.

Введение. В новых вариантах ФГОС (3+) всех направлений вузовской подготовки помимо сугубо профессионально-ориентированных компетенций имеются общекультурные и общепрофессиональные компетенции, процесс формирования которых не всегда однозначен и может вызывать вопросы у организаторов высшего образования. Рассмотрим сложности формирования некоторых общекультурных компетенций студентов гуманитарного профиля, предполагающих понимание культуры здоровья: это способность «ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей» (ОК-1) и способность «применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для … сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования» (ОК-8).

Если первая из указанных формулировок имплицирует понятие здоровье как аксиологическую категорию, то есть важную компоненту в системе общечеловеческих ценностей, то вторая рассматривает здоровье в одном ряду с нравственным и физическим самосовершенствованием человека. Отметим, что в компетенциях заложен высокий философский смысл, в то время как прагматические аспекты «перевода знаний о здоровье в конкретную деятельность, направленную на организацию здорового образа жизни (ЗОЖ)» [4, не получили в них должного отражения.

 

Литература

  1. Лопатин, М.В. Формирование культуры физического развития и занятия спортом студенческой молодежи в СПбГПУ / М.В. Лопатин, В.П. Сущенко // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 7. – С. 27–29.
  2. Пискун, О.Е. Физическая культура и непрерывный мониторинг психофизического состояния как средство адаптации студентов к обучению в вузе / О.Е. Пискун. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 263 с.
  3. Сорокина, И.А. Формирование культуры здоровья студентов в педагогическом процессе технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.А. Сорокина. – Барнаул, 2004. – 19 с.
  4. Трещева, О.Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: автореф. дис. … докт. пед. наук О.Л. Трещева. – Омск, 2003. – 51 с.
  5. ФГОС 45.03.02. Лингвистика. Уровень бакалавриата. [Электронный ресурс]: kpfu.ru/docs/F1783467611/45.03.02. Lingvistika.docx.

Информация для связи с автором: akopova@spbstu.ru ; ninavaspo@mail.ru

Поступила в редакцию 24.10.2014 г.