Анализ эффективности комплексной коррекционно-оздоровительной программы физического воспитания учащихся младшего школьного возраста с нарушением слуха

Фотографии: 

ˑ: 

Д.А. Шатунов2, Ф.Р. Зотова1, 3
1 Доктор педагогических наук, профессор
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань
3 Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань

Ключевые слова: коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания, школьники с нарушением слуха, коррекционная школа.

Введение. Анализ научно-методической литературы по изучению проблемы, связанной со слуховой недостаточностью, позволяет говорить об отставании показателей физического развития и здоровья, физических и личностных качеств глухих и слабослышащих детей от показателей их здоровых сверстников. Однако выявлены и расхождения в мнениях авторов об особенностях морфофункционального здоровья, физической подготовленности и психоэмоционального состояния школьников с нарушением слуха, а также о способах их коррекции [1–3, 10].

На сегодняшний день разработано и внедрено достаточное число коррекционных программ, которые применяются в специальных учреждениях 1, 2‑го видов, но при использовании таких программ не в полной мере решаются коррекционные задачи. Отсутствует совместная деятельность сотрудников коррекционного учреждения с руководителем данного учреждения и с семьями воспитанников. Не всегда в процессе физического воспитания учитываются индивидуальные особенности школьников с нарушением слуха, их психическое и морфофункциональное здоровье, а также уровень физической подготовленности. Чаще занятия физической культурой ведутся по программам, рассчитанным на здоровых детей, что в первую очередь отражается на качестве освоения учебного материала.

Литература

  1. Белик, Е.С. Музыка против глухоты: Опыт индивидуальных занятий музыкой с неслышащими детьми по программе детской музыкальной школы / Е.С. Белик Е.С. – М., 2000. – 160 с.
  2. Богданова, Т.Г. Динамика интеллектуального развития детей с нарушениями слуха / Т.Г. Богданова, Ю.Е. Щурова // Вопросы психологии. – 2009. – № 2 – С. 46–55.
  3. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.
  4. Васильева, Е.В. Особенности тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению / Е.В. Васильева // Коррекционная педагогика. – 2006. – № 5-6. – С. 103–110.
  5. Григорьева, Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями / Л.П. Григорьева // Дефектология. – 2002. – № 1. – С. 3–13.
  6. Калинчева, Я.В. Коррекция двигательных и функциональных нарушений слабослышащих детей 12-15 лет в процессе занятий оздоровительной аэробикой: дис. … канд. пед. наук / Я.В. Калинчева. – Тамбов, 2012. – 214 с.
  7. Калинчева, Я.В. Коррекция двигательных и функциональных нарушений слабослышащих детей 12-15 лет в процессе занятий оздоровительной аэробикой: дис. … канд. пед. наук / Я.В. Калинчева. – Тамбов, 2012. – 214 с.
  8. Крамаренко, А.Л. Соматическая реабилитация детей с нарушением слуха средствами аудиовизуального воздействия / А.Л. Крамаренко, В.А. Замараев // Неврология и психиатрия. – М., 2008. – № 8. – С. 30–34.
  9. Хода, Л.Д. Методология социальной интеграции неслышащих людей в различных видах физической культуры: автореф. дис. … докт. пед. наук / Л.Д. Хода. – СПб., 2008. – 41 с.

Информация для связи с автором: zfr-nauka@mail.ru

Поступила в редакцию 23.10.2014 г.