Комплексный подход к организации здоровьесберегающей деятельности в детско-юношеской спортивной школе

Фотографии: 

ˑ: 

О.Л. Тарасова1, 3, Э.М. Казин2, 3, В.В. Кириченко3
1 Кандидат медицинских наук, доцент
2 Доктор биологических наук, профессор
3 Кемеровский государственный университет, Кемерово

Ключевые слова: непрерывное физическое воспитание, массовый детский спорт, учебно-тренировочный процесс, здоровье, здоровьесберегающая деятельность, педагогическая модель.

Введение. Детская спортивная школа, являясь образовательным учреждением, может и должна быть полноправным участником создания адаптивно-развивающей образовательной среды, которая определяется как совокупность организационно-педагогических и социально-гигиенических условий, психолого-физиологических факторов, способствующих реализации приспособительных возможностей индивида, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, социализации и самоактуализации личности [1].

Одним из периодов, наиболее сложных для юных спортсменов с точки зрения адаптации к спортивной деятельности, является переход от начальной подготовки к этапу спортивной специализации с её высокими нагрузками, требованиями к дисциплине и самоорганизации, дефицитом времени для досуга, жестким регламентом режима дня, психоэмоциональным напряжением и другими факторами, вступающими в конфликт с психологическим и психофизиологическим содержанием младшего школьного возраста. От того, насколько благополучно пройдет этот сложный период, во многом зависит и будущая спортивная судьба ребенка, и отношение к спорту и двигательной активности вообще в течение последующей жизни, и, конечно же, состояние здоровья.

Анализ научно-методической литературы, опыт тренерской работы и результаты физиологического мониторинга функционального состояния организма юных спортсменов показали необходимость разработки эффективной системы физиолого-педагогического сопровождения перехода к этапу спортивной специализации в СДЮСШОР [2, 3].

Литература

  1. Казин, Э.М. Социально-пе­да­го­ги­чес­кие и психолого-физио­ло­ги­чес­кие подходы к сохранению и укреплению здоровья в системе образования (Сообщение 3) / Э.М. Казин, Е.К. Айдаркин, Н.Э. Касаткина, А.И. Федоров, О.Г. Красношлыкова и др.// Валеология. – 2012. – № 4. – С. 13–24.
  2. Лубышева, Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 4. – С. 2–6.
  3. Тарасова, О.Л. Физиологическая оценка эффективности здо­ровье­сберегающего подхода к оптимизации учебно-тренировочного процесса в детской спортивной школе по плаванию / О.Л. Тарасова, Э.М. Казин, Л.А. Варич, В.В. Кириченко, М Р. М.ирзаханова и др. // Валеология. – 2012. – № 1. – С. 82–88.

Информация для связи с автором: olga.tarasova11@yandex.ru

Поступила в редакцию 10.12.2014 г.