Теория физической культуры: что же это такое?

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Николаев
Национальный государственный университет физической культуры спорта и здоровья
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: теория физической культуры – это знание: развивающееся, противоречивое, методологическое, революционизирующее, сегодняшнего дня, работающее на будущее.

Введение. В современный период Россия переживает этап мощного исторического творчества, когда многое в стране надо менять, и прежде всего через науку и образование. И физическая культура, спорт, физкультурное образование здесь не исключение. В их сферах всё активнее в теоретическом и прикладном аспектах ищутся эффективные пути реализации их высочайшего ценностного потенциала в интересах развития человека и общества (В. К. Бальсевич, 2002, 2008; Л. И. Лубышева, 2002, 2006; Г. Г. Наталов, 2003; В. И. Столяров, 2004; И. М. Быховская, 2008; Ю. М. Николаев, 2009; Н. Н. Визитей, 2009, и др.). И основополагающий вклад в решение этого вопроса может и должна сделать такая общепрофилирующая дисциплина, как теория физической культуры (ТФК).

Цель исследования – научно обосновать содержание предмета теории физической культуры.

Результаты исследования и их обсуждение. Вопрос о формировании ТФК в физкультурном образовании стоит на повестке дня вот уже пятое десятилетие (начиная с 70‑х гг. ХХ в.), однако и к сегодняшнему дню нет не только ясности в его решении, но появились и стойкие симптомы самоуспокоенности относительно дальнейшей необходимости его развития. Преподавание же данной дисциплины будущим поколениям специалистов XXI в. ведётся как на содержательном, так и на структурном уровне на материале в основном 80‑х гг. ХХ в. Не случайно многими отмечается серьезный кризис в формировании ТФК, растянувшийся на многие годы (Н. Н. Визитей, Г. Г. Наталов, Ю. М. Николаев и др.). Необходимо решительное стратегическое продвижение вперед в реализации этого актуальнейшего и весьма запутанного вопроса.

Литература

  1. Бальсевич, В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В.К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 3. – С. 2–4.
  2. Быховская, И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность / И.М. Быховская. – М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. – 169 с.
  3. Введение в теорию физической культуры: учеб. пособие для институтов физ. культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. – М.: Физкультура и спорт, 1983.– 128 с.
  4. Визитей, Н.Н. О методах и формах научной дискуссии: без претензии на полное освещение вопроса (иронические заметки) / Н.Н. Визитей // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 3. – С. 50–54.
  5. Всесоюзная научно-практическая конференция «Философско-социологическая теория физической культуры и спорта и практика коммунистического воспитания в свете решений XXVII съезда КПСС» [Текст] // Теория и практика физ. культуры. – 1986. – № 7. – С. 5–29.
  6. Иконникова, С.Н. Теория культуры: учеб. пособие / Под. ред. С. Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.
  7. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева – М.: НИЦ Теория и практика физической культуры и спорта. 2006. – 174 с.
  8. Матвеев, Л.П. Обобщающая теория физической культуры на текущем этапе своего становления / Л.П. Матвеев // Теория и практика физ. культуры. – 2009. – № 9. – С. 16–18.
  9. Наталов, Г.Г. Предметная интеграция теоретических основ физической культуры, спорта и физического воспитания (логика, история, методология): дис. в виде науч. докл. … докт. пед. наук / Г.Г. Наталов. – Краснодар, 1998. – 106 с.
  10. Николаев, Ю.М. Теория и практика физической культуры в первой трети XXI века / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 9. – С. 10 – 18.
  11. Николаев, Ю.М. История и методология науки о физической культуре: учебно-метод. пособие / Ю.М. Николаев. – СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2010. – 200 с.
  12. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: современные подходы / Ю.М. Николаев. – СПб.: Олимп-СПб, 2010. – 120 с.
  13. Николаев, Ю.М. Человекотворческая сущность физической культуры и ее теории: веление времени (к проблеме модернизации теоретико-образовательного пространства физической культуры) / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 10. – С. 96–106.
  14. Николаев, Ю.М. Современная теория физической культуры как мировоззренчески-методологическая основа переосмысления профессионального и общего физкультурного образования / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 2. – С. 96–102.
  15. Николаев, Ю.М. Теория физической культуры: основополагающие тенденции становления и развития / Ю.М. Николаев, М.А. Сафронова // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 4. – С. 26–29.
  16. Столяров, В.И. Претенциозная, но неудачная попытка переосмысления базовых основ теории физической культуры (критические заметки) / В.И. Столяров, С.Д. Неверкович // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 1. – С. 32–36.

Информация для связи с автором: k_tfk@lesgaft.spb.ru

Поступила в редакцию 07.07.2014 г.