Профессиональное образование в области физической культуры и спорта в международных и российском классификаторах

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент М.Ю. Щенникова
Доктор педагогических наук, профессор С.П. Евсеев
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 

Ключевые слова: физическая культура и спорт, высшее образование, среднее профессиональное образование, дополнительное образование, федеральные стандарты, образовательные траектории, классификация.

Введение. Последние 5 лет нормативное регулирование как сферы образования, так и физической культуры и спорта находится в процессе практически постоянного изменения и совершенствования. В том числе вводятся в действие и корректируются федеральные государственные стандарты и федеральные государственные требования, определяющие структуру и содержание профессионального образования, спортивной подготовки, предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта, что ставит задачи системного подхода к рассмотрению системы подготовки для отрасли физической культуры с учетом опыта предпрофессиональной подготовки и многоуровневости образования.

Получение образования в области физической культуры и спорта в Российской Федерации возможно по нескольким образовательным траекториям, которые представлены на рисунке. Данная схема ориентирована на уровни образования Международной стандартной классификации образования (МСКО-2011) и уровни образования, установленные в Российской Федерации.

Особенностью подготовки кадров по физической культуре и спорту в нашей стране является то, что она базируется на освоении программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта. Прием на программы профессионального образования в области физической культуры и спорта предполагает вступительные испытания профессиональной направленности, где абитуриент демонстрирует уровень спортивного мастерства и физической подготовленности в соответствии с избранным видом спорта.

Литература

  1. Костюченко, В.Ф. Государственный образовательный стандарт в контексте реализации социального потенциала физической культуры» / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 11. – С. 40–45.
  2. Северухин, Г.Б. Основные вехи в истории подготовки педагогических кадров по физической культуре / Г.Б. Северухин // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 12. – С. 23–26.

Информация для связи с автором: mshchennikova@mail.ru

Поступила в редакцию 24.08.2014 г.