Научно-методические стенды – основа изучения предельных и резервных возможностей человека

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор А.А. Новиков
Кандидат педагогических наук, доцент О.С. Морозов
А.О. Новиков
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, Москва

Ключевые слова: моделирование, научно-методический стенд, спортсмены высокой квалификации, предельные и резервные возможности человека.

Введение. Моделирование профессиональной, в том числе спортивной, деятельности посредством научно-методических стендов отражает эмпирический и системный процессы реализации технологии трехуровневой системы управления подготовкой спортсменов высокой квалификации не в стандартных, лабораторных условиях, а в условиях моделирования профессиональных стресс-фак­то­ров, соревновательной борьбы, профессионального риска [4]. Принципиальный элемент модели состоит в реализации личностью собственно про­фес­сиональной деятельности, характеризуемой организацией и проявлением двигательных действий, соответствующих специфике профессии, виду спортивных соревнований и т. д.

Весьма важным представляется постепенное снижение нагрузок после завершения активной профессионально-трудовой и спортивной деятельности [2], важно не «ломать» стереотип нагрузки профессиональной направленности, сохраняя её специфику, плавно снижать интенсивность, но с оптимальным проявлением на меньших максимумах. В то же время необходимо определить как значения максимумов, так и их динамику; для этого необходим предлагаемый нами подход. Исследования в этом направлении дают возможность решить проблему наиболее достоверной оценки предельных и резервных возможностей человека, разработать программы профессиональной подготовки, спланировать нагрузки в совершенствующих, тренирующих, развивающих, поддерживающих и реабилитационных режимах. Это необходимо для поддержания профессионального долголетия, в том числе с целью продления жизни человека после завершения активной спортивной и профессионально-трудовой деятельности.

Литература

  1. Бубновский, С.М. Теория и методика кинезитерапии [Текст]: метод. пособие / С.М. Бубновский. – М., 2011. – 56 с.
  2. Власов, Ю.П. Справедливость силы [Текст] / Ю.П. Власов / «Наука–Культура–Искусство», 1995. – 600 с. 
  3. Морозов, О.С. Общие принципы управ­ле­ния сложноди­на­мичес­ки­ми системами в кон­фликт­ной ситуации [Текст] / О.С. Морозов // Теория и практика физии. культуры. – 2005. – № 2, – С.15–17.
  4. Новиков, А.А. Теоретико-методологические положения управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов / А.А. Новиков, И.Ю. Радчич, О.С. Морозов // Вестник спортивной науки. – 2012. – № 3. – С. 13–18.

Информация для связи с автором: moc69@mail.ru

Поступила в редакцию 02.07.2014 г.