Психофизиологические детерминанты спортивного мастерства единоборцев

Фотографии: 

Кандидат биологических наук, доцент М.С. Терзи
Кандидат биологических наук, доцент Д.А. Сарайкин
Доктор биологических наук, профессор В.И. Павлова
Доктор медицинских наук, профессор Ю.Г. Камскова
Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Ключевые слова: психофизиологические детерминанты, спортивное мастерство, тхэквондо.

Введение. Спортивное мастерство единоборцев характеризуется гармоничным единством всех компонентов оптимальной готовности к наилучшим достижениям: физической, функциональной, психоэмоциональной и технико-тактической [5, 6]. Эффективность интегрального взаимодействия компонентов спортивного мастерства единоборцев обеспечивается в первую очередь психофизиологическими механизмами [2].

Ведь спецификой спортивно-боевых единоборств (тхэквондо, бокс, кикбоксинг, карате и т.п.) является психомоторная сложность учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в конфликтной и экстремальной по характеру ситуации поединка, что и обусловливает актуальность изучения психофизиологических элементов – детерминант их спортивного мастерства в динамике роста их квалификации [7].

Тхэквондо характеризуется сложным взаимодействием физических и психических факторов, ментальной и двигательной технико-тактической сложностью, высоким психоэмоциональным напряжением деятельности, изменением физического развития и функций жизнеобеспечения [7, 8]. Для тхэквондо характерна экстремальность не только соревновательных, но и тренировочных ситуаций, особенно во время вольных боев и спаррингов, которые сопровождаются значительными психическими нагрузками.

 

Литература

  1. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избр. тр. / Н.С. Лейтес. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – C. 448.
  2. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с: ил.
  3. Илюхина, В.А. Омега-потенциал – количественный показатель состояний структур мозга и организма / В.А. Илюхина // Физиология человека. – 1982. – Т. 8. – № 5. – С. 721–733.
  4. Муфтахина, Р.М. Психофизиологический статус боксеров различных спортивных квалификационных групп: дис. … канд. биол. наук / Р.М. Муфтахина. – Челябинск: ЧГПУ, 2011. – 138 с.
  5. арайкин, Д.А. Физиологическое обоснование организации спортивной тренировки у юных тхэквондистов / Д.А. Сарайкин, М.С. Терзи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Образование, здравоохранение, физическая культура. – Челябинск, 2010. – Вып. 24. – № 24 (200). – С. 32–33.
  6. Терзи, М.С. Психофизиологические аспекты тренировочной и соревновательной деятельности тхэквондистов разных квалификаций / М.С. Терзи // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – Челябинск, 2013. – № 12. – С. 307–314.
  7. Тхэквондо. Теория и методика. Т. 1. Спортивное единоборство: учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / Ю.А. Шулика [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 800 с.: ил.
  8. Физическая нагрузка в адаптации спортсменов и профилактике психофизического переутомления / В.И. Павлова, Я.В. Латюшин, Н.В. Мамылина, М.С. Терзи // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 10. – С. 11–14.
  9. ЭЭГ и психофизиологические показатели у спортсменов с различными стилями соревновательной деятельности / Е.Б. Сологуб, Н.М. Конева, А.В. Соколов и др. // Физиология человека. – 1993. – Т. 19. – № 1. – С. 10–18.

Информация для связи с автором: saraykind@cspu.ru

Поступила в редакцию 04.06.2014 г.