Средовый подход в организации физкультурно-спортивной работы с населением

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор И.В. Манжелей
Кандидат педагогических наук С.В. Иванова
Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: физ­ку­ль­тур­но-спортивная работа с населением по месту жительства, средовый подход, физкультурно-спор­тив­ные потребности и мотивы, сетевое взаимодействие, дво­ро­во‑пар­ко­вая зона.

Введение. Экологическая, политическая и социально-эко­но­мическая нестабильность первого десятилетия XXI в. не самым лучшим образом сказались на качестве жизни, биоэнергетическом потенциале и благополучии человека, что обострило проблему «воспроизводства здоровья», решение которой по признанию широкой общественности «функция главным образом воспитания, а не лечения» [2]. В связи с этим сегодня на передний план выдвинулись социально-педагогические исследования, в том числе ориентированные на поиск новых идей и технологий организации физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства.

Большой опыт проведения массовой физ­ку­ль­тур­но-спортивной работы накоплен в Европе и США (школьные инициативные спортивные – клубы Swift и др.), подростковые клубы (Энгстрем и др.), на Востоке стала традиционной гимнастика парков и площадей – ушу, цигун, тайчи.

Литература

  1. Бальсевич, В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 5. – С. 19–21.
  2. Берсиков, Б.М. Взаимодействие органов народного образования и здравоохранения в сохранении здоровья школьников / Б.М. Берсиков, К.Ю. Машгетов // Теория и практика физ. культуры. – 1995. – № 4. – С. 2–7.
  3. Иванова, С.В. Организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства на муниципальном уровне / С.В. Иванова, И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 2. – С. 42–47.
  4. Кузьменко, Г.М. Управление физической культурой и спортом в муниципальном образовании на основе построения прогнозных моделей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Н. Кузьменко. – Хабаровск, 2008. – 24 с.
  5. Литвиненко, С.Н. Педагогическая система управления развитием спорта для всех: автореф. дис. ... докт. пед. наук / С.П. Литвиненко. – СПб., 2006. – 45 с.
  6. Лубышева, Л.И. Каким быть физическому воспитанию в школе? / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 4. – С. 61–63.
  7. Манжелей, И.В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды: автореф. дис. … докт. пед. наук / И.В. Манжелей. – Тюмень, 2005. – 47 с.
  8. Манжелей, И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании / И.В. Манжелей // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 8. – С. 7–11.

Информация для связи с автором: mangeley60@mail.ru

Поступила в редакцию 16.09.2014 г.