Применение текстов аутовнушения в подготовке спортсменов-биатлонистов высшей квалификации

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Потапов
Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: тексты аутовнушения, индивидуальный стиль саморегуляции, соревновательная деятельность.

Введение. Результаты неудачных выступлений в последние годы национальной сборной команды РФ по биатлону на соревнованиях международного уровня, в том числе и на XXII зимних Олимпийских играх в Сочи, высветили ряд проблем, требующих поиска и научного обоснования новых путей совершенствования подготовки спортсменов биатлонистов. На наш взгляд, одним из путей разрешения проблемной ситуации, связанной с успешной соревновательной деятельностью, является относительно новый подход, основанный на использовании научных данных о феномене индивидуального стиля саморегуляции как многоаспектном психофизиологическом явлении, управляемом на морфологическом и динамическом уровнях.

На современном уровне развития биатлона, когда практически исчерпаны возможности высокообъёмных и интенсивных тренировочных нагрузок в сочетании с различными вариантами средств и методов спортивной тренировки, научное обоснование методики формирования индивидуального стиля саморегуляции у биатлонистов и её практическое использование в общей системе подготовки спортсменов будут способствовать росту их спортивных результатов. Это обусловлено тем, что при относительно равных внешних и многих внутренних условиях особую значимость для успешной подготовки спортсменов высшей квалификации приобретают сложившиеся у них стилевые особенности, индивидуальные регуляторные возможности программировать цели и средства общей и специальной подготовки, сознательно подчиняться принятым планам и корректировать их выполнение в зависимости от результатов на различных этапах подготовки.

Литература

  1. Бехтерев, В.М. Объктивная психология /В.М. Бехтерев. – М.: Наука,1991. – 480 с.
  2. Блудов, Ю.М. Личность в спорте / Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко – М.: Советская Россия, 1987. – 156 с.
  3. Кандыба, Д.В. Эмоциональный гипноз. /Д.В. Кандыба – СПб. : ЛИСС, 1996 – 577 с.
  4. Козин, А.П. Психогигиена спортивной деятельности / А.П. Козин – Киев: Здоровье, 1985. – 128 с.
  5. Лобзин, В.С. Аутогенная тренировка / В.С. Лобзин, М.М. Решетников / Справочное пособие для врачей. – Л.: Медицина, 1986. – 279 с.
  6. Потапов, В.Н. Формирование индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации (на примере биатлонистов): дис. … докт. пед. наук. – Тюмень, 2002. – 280 с.
  7. Стоунс, Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Э. Стоунс. – М.: Педагогика, 1984. – 472 с.
  8. Сытин, Н.Г. Животворящая сила. Помоги себе сам / Н.Г. Сытин – М.: Энергоатомиздат., 1990. – 416 с.

Информация для связи с автором: mangeley60@mail.ru

Поступила в редакцию 17.09.2014 г.