Разработка технологий оценки уровня сформированности профессиональных компетенций в процессе обучения студентов

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Клетнева
Аспирант А.А. Гладышев
Доцент С.А. Давыдова
Н.А. Самоловов
Н.В. Самоловова

Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск

Ключевые слова: компетентностный подход, педагогическая технология, профессиональные компетенции, методика диагностики.

Введение. Требования компетентностного подхода предъявляются ко всем компонентам образовательного процесса, не только к содержанию, но и к средствам контроля и оценки, и приводят к необходимости создания системы оценивания уровня сформированности компетенций по технологическому типу. Подбор средств оценки в процессе обучения на основе компетентностного подхода детерминирован тем, что и какие конкретные компетенции будут оцениваться.

Следует разработать оценочный инструментарий, включающий все возможные варианты промежуточной и итоговой аттестации, в качестве которого может выступать педагогическая технология. Существует достаточно большое количество разночтений в понимании термина «педагогическая технология» (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, М. А. Чошанов, Н. П. Капустин и др.).

За исходное мы приняли определение ЮНЕСКО. В качестве подтвердительного инструмента воспользовались исследованиями Г. К. Селевко, полагающего, что поскольку педагогическая технология представляется в трех аспектах (научном, процессуально-описательном, процессуально-дейс­т­вен­ном), то и функционировать она будет «и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения» [3].

Литература

  1. Гладышев, А.А. Практика применения технологии оценки уровня сформированности профессиональных компетенций / А.А. Гладышев // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Матер. IV Всерос. науч.-практ. конф. / Отв. ред. А.А. Клетнева. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014.
  2. Клетнева, А.А. Элементы технологии оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры и спорта / А.А. Клетнева, С.А. Давыдова, А.А. Гладышев // Современные образовательные технологии и методы обучения в контексте реализации требований ФГОС ВПО и нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Матер. метод. семинара-конф. / Отв. ред. В.И. Гребенюков, Г.А. Петрова [Электр. ресурс]. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – С. 128–135.
  3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие. / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Информация для связи с автором: kaa_03@mail.ru

Поступила в редакцию 17.09.2014 г.