Способности детей 6-7 лет к дифференцированию мышечных усилий и система средств для их развития

Фотографии: 

ˑ: 

Е.С. Колесникова
Аспирантка
Е.А. Земсков
Кандидат педагогических наук, профессор
Московский городской педагогический университет, Москва

Ключевые слова: система анализаторов, дифференцировка мышечных усилий, сенсорный метод.

Введение. Качество двигательной деятельности с оздоровительно-развивающей и тренирующей направленностью обусловлено способностями дошкольника воспринимать, ощущать и адекватно воспроизводить с помощью системы анализаторов временные, пространственные и динамические характеристики конкретного двигательного действия. В связи с этим успешно реализуется процесс обучения двигательным действиям и умственного воспитания дошкольников, так как мышечная деятельность осуществляется в неразрывном единстве и взаимовлиянии с умственной [2, 4, 7]. 

Способность к различению мышечных усилий находится в структуре сенсо- и психомоторных качеств, которые необходимы для успешного обучения естественным и спортивного характера упражнениям [1]. Сущность сенсо- и психомоторных качеств позволяет понять теория физиологии сенсорных систем [8]. В дошкольном физическом воспитании недостаточное внимание обращается на изучение целенаправленного воспитания у дошкольников способностей к дифференцированию мышечных усилий и определение специальных средств для их развития.

Литература

  1. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методика. Дидактика / Ю.К. Гавердовский. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 912 с., ил.
  2. Гурнов, В.Б. Теория развития интеллекта / В.Б. Гурнов. – М.: Дом педагогики, 2006. – 96 с.
  3. Коломинский, Я.Л. Детская психология: учеб. пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Паньков, А.Н. Белоус и др. – Мн.: Университетское. 1988. – 399 с.
  4. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Лесгафт. – М.:  Педагогика, 1988 – 396 с.
  5. Никандров, В.В. Психомоторика / В.В. Никандров. –  СПб.: Речь, 2004. –  104 с.
  6. Сергиенко, Л.П. Основы спортивной генетики: учеб. пособие / Л.П. Сергиенко. – Киев: Вища шк., 2004. – 631с.: ил.
  7. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы / И.М. Сеченов. – Комкнига, 2007. – 128 с.
  8. Тамар, Г. Основы сенсорной физиологии / Пер. с англ. Н.Ю. Алексеенко. – М., 1976. – Изд-во. «Мир». – 520 с.
  9. Тяпин, А.Н. Мониторинг физической подготовленности детей и обеспечения физической культуры в дошкольных учреждениях образования Москвы / А.Н. Тяпин, В.Н. Щербаков, А.Б. Лагутин // Метод. реком.. – М.: Центр ОМОФВ МКО, 2002. – 19 с.
  10. Усова, А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольников / А.П. Усов, А.В. Запорожец. – М., 1965. – С. 15–16.

Информация для связи с автором: petrysya333@ya.ru

Поступила в редакцию 02.07. 2014 г.