Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов транспортного вуза

Фотографии: 

ˑ: 

И.А. Васельцова
Кандидат педагогических наук, доцент
Самарский государственный университет путей сообщения, Самара

Ключевые слова: профессионально важные качества, особенности инженерно-технической деятельности на транспорте, профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Введение. Существенные изменения технико-тех­но­ло­ги­ческой основы современного производства и реструктуризация транспортной отрасли усложняют требования к понятию «качество специалиста», которое не только базируется на критериях полноты и объема специальных знаний, умений и навыков, но и включает показатели, характеризующие психофизическую пригодность специалиста к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, что актуализирует потребность в проектировании новых образовательных технологий профессионально-прикладной физической подготовки студентов транспортных вузов.

Системный анализ специальной литературы, профессиографические исследования позволили сделать вывод, что инженерно-техническая деятельность, связанная с оперативным руководством движением поездов, разработкой и корректировкой оперативных планов поездной и местной работы, управлением автоматами в технических системах, чтением показаний приборов, слежением за дорожной обстановкой, характерна для представителей диспетчерского аппарата службы движения управления дороги; работников локомотивного депо и вызывает напряжение ряда анализаторов (особенно зрения и слуха) и центральной нервной системы; сложностью и cопровождается большим числом решаемых оперативных задач; необходимостью декодирования информации, отражающейся в виде мнемосхем с динамическими и автоматически меняющимися показаниями; необходимостью комбинировать различные приемы в новых сочетаниях для принятия решений в нестандартных ситуациях; распределять направленность психических процессов на параллельное выполнение различных компонентов деятельности, каждый из которых, несмотря на их тесную взаимосвязь, в ряде случаев выступает как самостоятельный вид деятельности (ориентировка в обстановке и параметрах движения и деятельность по оценке состояния технических систем) [1].

Литература

  1. Психология и педагогика: методика и вопросы практического применения: монография /  И.А. Васельцова, К.Ф. Габдрахманова, С.М. Дзидоева и др.. – Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2014 – 254 с.: ил., табл.
  2. Райгородский, Д.Я. (ред.-сост.). Практическая психодиагностика. Методики теста: учеб. пособие. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2003. – 672 с.

Информация для связи с автором: SamGUPS_FiS@mail.ru

Поступила в редакцию  15.07.2014 г.